Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  

Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации

Публикации

Другое интересное

Ссылки


Михаил Степин

Боевые искусства - проблемы и надежды.

 

Часть II

Не верь ничему, где бы ты это ни прочел и кто бы это
ни сказал; не верь, даже если это сказал я, - если это
не согласуется с твоим рассудком и чувством здравого смысла.
Будда

Так что же такое - боевое искусство? Для чего различные его виды появились на свет - для развлечения зрителей или для устрашения врагов?

Боевые искусства изначально не являлись спортивными дисциплинами, но в то же время большинство из них не предназначалось и для практических, боевых действий, ведь для боя с самых древних времен было изобретено оружие. Вполне очевидно, что голая рука - не очень эффективное оружие против меча или лука, и даже отдельные феноменальные возможности некоторых уникальных мастеров никак не могли повлиять на ход сражения с применением боевого оружия. Казалось бы - искусство боя без оружия было обречено на исчезновение и забвение в тот момент, когда появился лук или меч, но вот уже сотни лет миллионы людей вновь и вновь приходят в Додзë для того, чтобы приобщиться к боевым искусствам.

Зачем? Ведь куда эффективнее заниматься стрельбой или фехтованием, чем годами отрабатывать блок или удар! Но в арсенал боевых искусств входят не только блоки, удары или броски. Основа основ - приемы концентрации и расслабления, использование медитации, способы многократного улучшения реакции и т.п. А эти способности действительно могут быть использованы и во время боевых действий даже с применением самого современного оружия.

Кроме того, вечные поиски даосского "эликсира бессмертия" натолкнули человека на мысль об использовании приемов дыхания, "болевых точек", движений, заимствованных у некоторых животных в целях оздоровления организма, увеличения его жизненных сил.

Мне думается, что целью занятий боевыми искусствами всегда была не победа над врагом, а преодоление своих болезней и слабостей, победа над ними, победа в конечном счете над самим собой. Вспомните красивую легенду о Даруме, который начал практиковать боевые комплексы как раз для борьбы с собственными слабостями. Практическое же применение в поединке этих навыков (и самих приемов, но главное - навыков психофизического тренинга, умения сконцентрироваться на достижении какой-либо цели) показало, что они помогают эффективно защищаться и нападать.

Конечно же понятно, что рукопашный бой, а тем более бой с применением подручных средств - палок, цепов, других сельскохозяйственных и ремесленных орудий, был в какой-то степени актуален только в условиях отсутствия "серьезного", тем более огнестрельного оружия, но еще в начале XX века в Китае находились бойцы, свято верящие в волшебную силу кунгфу, считающие, что владение этой силой защищает их даже от пули.

Боевые искусства (точнее сказать, философские принципы, методы воспитания и т.п.) широко применялись для сплочения нации, для милитаризации общества в XIX - начале XX века. Боевые искусства тогда стали частью национальной идеи в Китае, в Японии. В это время появлялись новые виды боевых искусств (дзюдо, каратэ-до, айкидо), разрабатывались методики массового обучения. Ускоренные методики обучения позволяли в короткие сроки из слабого телом и духом призывника получить солдата, морально и физически готового к войне, к беспрекословному подчинению высшим идеям. Простые и эффективные способы воздействия на психику занимающихся легко позволяли воспитать бойцов, готовых на все, даже на самоубийство (вспомните "камикадзе") для уничтожения врагов своей страны.

Еще позже - уже после Второй Мировой войны - получило широкое распространение спортивное направление, были созданы правила соревнований, организовывались спортивные федерации. Однако, можно сказать, что и практическое и спортивное направление в развитии боевых искусств привели к ограничению технического арсенала и потере многих секретов, составляющих основу БУДО. Я говорю не о тех "секретах", которые можно вычитать в сказках о старых мастерах, а о действительно полезных знаниях в области психотренинга, медицины, педагогики.

Превращение Будо как в "рукопашку", так и в "спорт" одинаково пагубно - вычленяя из комплекса составляяющие, мы рискуем утратить его ценнейшие качества. Практическое направление, как и спортивное, ставит во главу угла прием - технику. Главная задача и в бою и в спорте - поразить противника реально или условно. Значительно ограничивается технический арсенал, остаются только максимально простые и эффективные приемы, к тому же наименее рискованные для спортсменов и бойцов, использующих эти приемы. В какой-то степени используются способы саморегуляции, но лишь для решения основной задачи - поражения противника. Невостребованными, а потому и забытыми становятся многие специальные разделы - дыхательные упражнения, приемы набивки ударных поверхностей, психотехнические упражнения и т.д. Помните фразу тренера из кинофильма "Первая перчатка": "Бокс - это обмен мнениями при помощи жестов"? Так вот, в этом случае обмен мнениями зачастую сводится до знаменитого "Пасть порву!" или "Сам дурак!"

Человек, входящий в мир боевых искусств, подобен посетителю огромного музея. Открылась дверь, и перед ним появляются указатели - "Спорт", "История", "Психотехника", "Медицина", "Самооборона", "Философия" и т.д. Выбрав один из разделов музея, человек устремляется к нему, поднимаясь и опускаясь по лестницам, проходя длинными извилистыми коридорами, минуя одну за другой десятки закрытых дверей. Иногда на его пути какая-то дверь чуть-чуть приоткрывается, иногда он сам по ошибке или из любопытства заглядывает в какую-то комнату. Миновав все "ненужные" разделы музея, наш посетитель, конечно же, раньше или позже попадет в нужный ему зал. Вот только вряд ли он сможет в достаточной мере понять - что представлено в этом зале, если предварительно не заглянет хотя бы ненадолго в другие разделы музея. Ведь не бывает явления, знания, события, абсолютно изолированного от всего остального. Все в этом мире взаимосвязано.

Человек, серьезно изучающий боевые искусства, просто вынужден в какой-то мере изучать (и применять) философию, психологию, педагогику, медицину, иностранные языки, историю и так далее и тому подобное. Без знаний нет и не может быть мастерства.

Зато без знаний возникает вера. Можно свято верить в свою неуязвимость от пули (ведь именно в это верили участники многочисленных китайских "боксерских восстаний"), вот только пуля в это не очень верит. Можно верить в "сансэнергетический удар" на расстоянии, вот только эффекта от этого "разрушительного и смертоносного" удара что-то не заметно. Можно изобрести "новый стиль", вот только все равно будут видны и убогость мысли и отсутствие знаний у его создателя (я не говорю о тех весьма немногочисленных стилях, которые были созданы действительно великими Мастерами и Учителями). Отсутствие достаточных знаний и попытка компенсировать эти знания своими или чужими домыслами неизменно приводили и приводят некоторых "мастеров" к отрицанию рационального, к слепой вере в сверхъестественное - "сон разума рождает чудовищ". К сожалению, нередко такие "эксперименты" приводят к очень печальным последствиям как для самого "мастера", так и для его учеников.

Слепая вера, нежелание или неумение критически подходить к информации - характерная черта многих людей. Вспомните религиозных фанатиков прошлого, процессы над ведьмами, миллионы трупов, на которых взрастали революции и тираны. А сейчас - финансовые пирамиды, обещающие каждому из рубля сделать миллион, да к тому же не рублей, а долларов; самые разные религиозные секты, идущие строем к безумию или к смерти во благо очередного Мессии; политики, обещающие постирать портянки всей российской армии в Калифорнии, зовущие нас в светлое вчера; "врачи-психотэрапэвты", призывающие лечить болезни прямой кишки прикладыванием больного органа к экрану телевизора и подтиранию только «заряженной» ими газетой; поток рекламы недоброкачественных и просто опасных для здоровья товаров, многочисленные слезливые телесериалы без содержания, без идеи для безмозглого оболваненного обывателя. Что интересно - все эти жулики и аферисты элементарно просто находят свою аудиторию, все они действуют в среде людей, которые готовы быть обманутыми, которые не хотят напрячь голову для того, чтобы осмыслить поток дури, льющийся всем нам на голову. Вспомните Пушкина: "...обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад."

На этой почве очень легко прорастают и всевозможные кривые и косые "тайные и секретные", "самые древние" и "самые новые", "боевые" и "полностью контактные", "всестилевые" и "бесстилевые" направления, стили и школы боевых искусств. Как только появляется очередной "великий мастер", вокруг него группируются обиженные и униженные - изгнанные из других школ, не нашедшие себе хорошего учителя, просто случайные попутчики. Есть некие общие закономерности в этом процессе.

Вспомните Робинзона Крузо. Попав на необитаемый остров, он построил собственную империю, в которой стал не менее как "наместником Бога на Земле". В его подчинении были ближайшие "соратники" - Пятница и попугай, а также "паства" в буквальном смысле этого слова - козы. Из ничего создалась структура, сама себя признающая, сама себя воссоздающая. А вот очень похожая ситуация. Некий инструктор создает свою организацию, регистрирует ее в установленном порядке в органах власти в качестве международной организации - структура узаконена государством. Инструктор окружает себя своими товарищами, которые заинтересованы в росте своей власти так же, как и сам инструктор, причем они понимают, что их уровень полностью зависит от уровня их руководителя - ведь именно руководитель присваивает новые Даны, дает новые звания и т.д. Можно попытаться войти в какую-либо из существующих международных федераций, а потом долгие годы упорным трудом завоевывать себе все новые и новые регалии и права. Можно сразу назвать себя главой международной организации (благо наше законодательство этого не запрещает) и мгновенно присвоить себе все возможные права и полномочия. Раздавая своим соратникам высшие Даны, такой инструктор в прошлом, а ныне - Шихан, основатель организации, "учитель учителей", создает собственную империю, в которой есть строгая иерархия, "сословия", свои законы, свои нормы поведения. Как в кривом зеркале в такой организации извращаются все основные идеи, все главные принципы Будо, остается только слепое и бездумное почитание "высшего начальства".

Существует и другая проблема. К сожалению, нередко люди, ставшие во главе каких-то школ (и у нас в России, и в других странах) становятся проводниками чьей-либо корыстной, а иногда и попросту злой воли. Как правило, они не являются специалистами в аппаратной борьбе, в закулисных сделках. Занятия Будо формируют прямой характер, поэтому среди настоящих инструкторов вы не найдете хитрых, изворотливых людей. Часто их влиянием на массы учеников, их авторитетом в среде спортсменов, их именем пользуются самые различные силы от экстремистских политических движений до коммерческих фирм, от религиозных сект до эстетствующих снобов. Поэтому личность инструктора, его моральные качества не могут ни волновать всех, кто имеет отношение к Будо.

Кто сейчас становится инструктором? Зачастую подростки 17-18 лет, получившие некоторые начальные навыки в секциях и школах, решившие, что их знаний вполне достаточно для обучения. К сожалению, нередко к этому их понуждают и их инструктора - для расширения школы, для увеличения числа занимающихся, для роста доходов и т.д. Немногие из этих новых инструкторов имеют достаточные знания и навыки работы с людьми.

Набрав группу, такой "инструктор" раньше или позже встанет перед дилеммой - продолжать занятия у своего учителя или переключиться только на преподавание. Скорее всего выбор падет на второе - зачем учиться, зачем потеть в зале, когда можно легко и просто набрать наивных учеников, придумать для них байку про "секретную школу", "тайную технику" и собирать с них денежки за занятия. Чего проще - недостаток знаний легко компенсировать ссылкой на некую "тайну", "секретную технику" и т.п. И вот тогда возникнет миллион проблем - и у этого псевдо-учителя, и у его учеников. Его проблемы - отсутствие глубоких знаний, недостаток опыта, отрицательное отношение со стороны старых инструкторов. Проблемы учеников - травмы, заболевания, неумелое (а потому и очень опасное) воздействие на психику. Естественно, что такой "тренер" многого просто не умеет и не знает, а значит и его ученики никогда не приобщатся к истинному Будо.

Так откуда же взяться "настоящему учителю"? Где можно этому научиться? Специальная подготовка инструкторов Будо в ВУЗах не решает проблему квалификации. Выпускник Суриковского училища совсем не обязательно станет художником, не каждый может быть чемпионом мира по прыжкам в длину, получив диплом ГЦОЛИФКа. Хороший спортсмен может никогда не стать даже посредственным инструктором. Не только и не столько наличие диплома об окончании института физкультуры или даже медаль олимпийского чемпиона определяет способности человека быть тренером, учителем. Хотя, конечно же, спортивный опыт и знания, полученные в инфизкульте, обязательно помогут настоящему инструктору в его работе.

В Корее, например, существует программа подготовки инструкторов по таэквон-до. Спортсмены - чемпионы Кореи, Мира, обладатели третьих-четвертых Данов направляются специальной комиссией в специальные учебные заведения, где под руководством старейших и опытнейших инструкторов обучаются искусству преподавания таэквон-до. По окончанию ВУЗа они становятся ассистентами инструктора и имеют право только помогать опытному инструктору вести занятия. Лишь через несколько месяцев, получив одобрение своего наставника, они могут претендовать на звание инструктора. Причем этот инструктор (не ниже четвертого Дана) имеет право преподавать таэквон-до как в Корее, так и за рубежом, для чего он обязан знать по меньшей мере один иностранный язык.

Корейцы не оригинальны. Такая же система существует уже около сорока лет в Японии. На основании серьезнейших тестов из лучших молодых каратистов с уровнем не ниже второго Дана отбирались кандидаты для участия в программе подготовки инструкторов Японской Ассоциации Каратэ-до ( JKA ). После годичного обучения кандидаты сдавали экзамен по психологии, анатомии, философии, иностранному языку, менеджменту, истории и теории физической культуры и спорта, десятку других дисциплин. Необходимо было повысить свой уровень в мастерстве каратэ до третьего Дана, написать серьезную диссертацию. После этого успешно прошедшие предыдущие испытания кандидаты в течении года под руководством ведущих мастеров JKA постигали премудрости практической тренерской работы. Только после этого лучшие из них получали право именоваться инструкторами каратэ.

Подобная же система действует в Китае, где в лучших университетах и академиях преподают мастера ушу с мировым именем.

Таким образом, в тех странах, откуда берут начало боевые искусства, и где лучше понимают проблемы подготовки тренеров, даже к обучению на инструктора допускаются далеко не все желающие. А ведь там значительно меньше самозванцев, "тайных мастеров", чем в нашей стране (не будем сейчас говорить о том, что, к сожалению, именно китайские, корейские, японские инструктора нередко извращают истинное Будо, проводя в России, и не только в России, семинары удручающе низкого уровня, "покупные" аттестации, проводя политику "разделяй и властвуй"). Лучшие учителя из Японии, Кореи, Китая в первую очередь - это ученики своих учителей, часть школы, продолжение традиции. Конфуций говорил: "Ничего не изменяю, только передаю", и если говорить о традиционных боевых искусствах, то это правильно. Изменяя, адаптируя боевые искусства в угоду сиюминутным потребностям (спорт, т.н. "рукопашный бой", всевозможные каратебики и тайбо) мы рискуем потерять До - ту уникальную сущность боевых искусств, ради которой вот уже сотни лет миллионы людей приходят в Зал для постижения Пути - Додзë.

Хочется верить, что Будо не исчезнет и не девальвируется пока есть учителя, чтущие традицию, преподающие истинное боевое искусство. Среди этих учителей есть и "старики", начавшие преподавать на заре Будо в СССР, и "молодежь", которая благодаря усилиям "стариков" сейчас имеет возможность с первых своих шагов в Будо общаться с носителями традиции - мастерами из Японии, Китая, Кореи.

Несколько слов о федерациях, ассоциациях и прочих организациях боевых искусств. За редким исключением, эти организации играют исключительно неблаговидную роль в наши дни. Большинство из них занимается отнюдь не сохранением традиции, а коммерциализацией боевых искусств. В результате мы сегодня имеем с десяток "самых-самых" организаций Шотокан, столько же Кекусинкай, чуть меньше (пока!) Шиторю, множество федераций таэквон-до, отличающихся только названием и т.п. Этот процесс не останавливается на уровне международных организаций - он проецируется и на "национальный уровень". В борьбе за "рынок", федерации вносят раскол в ряды национальных федераций, отстраняют одних мастеров, аттестуют с нарушениями правил и традиций угодных им "новых". Стоит только пойти на поводу у этих тенденций, и все силы будут отданы не Будо, а "разборкам" с конкурентами.

Еще грустнее результаты деятельности государственных структур, которые пытаются по старой советской привычке "руководить" боевыми искусствами. Тут эффект не менее разрушительный - от создания "советской борьбы карате" до статьи уголовного кодекса за преподавание, от криков одного гостренера "Спортсмен с красным поясом! Поменяйте КЕНТОС!" до заявлений другого гостренера о том, что "боевые искусства - это плохо, а оздоровительная гимнастика ушу - это хорошо". И это совсем не смешно - некомпетентное руководство привело нашу страну к развалу - что им стоит развалить в нашей стране боевые искусства!?

Рушатся десятилетиями создаваемые школы, учителя мечутся от одной "всеяпонской ассоциации" к другой "японской федерации". Чиновники создают и возглавляют очередную "всероссийскую федерацию", присваивают сами себе и другим чиновникам черные пояса И СВЯТО ВЕРЯТ, что боевым искусствам для полного счастья не хватает только их чуткого руководства! Устоять в таких условиях могут только вполне сложившиеся мастера, возглавляющие собственные школы, клубы. Они в меньшей степени зависят и от "разборок" в международных организациях, и от некомпетентности в наших, российских. Сложившиеся школы с коллективом учителей-единомышленников пока еще могут противостоять пагубным тенденциям в Будо.

И пока мы будем "передавать, не изменяя", Будо будет жить.


Михаил Степин,
Москва 2004

Форум сайта

© 2002-2013 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.