Часть IЧеловек делает великим Путь, а не Путь человека. Неужели вы думаете, что я что-то скрываю от вас? Ударить с размаху ногой в голову, разломать кулаком кирпичную стенку с диким криком, пяткой в прыжке пробить дырку в потолке комнаты - именно это многие считают настоящим каратэ (или кунфу, или таэквон-до). И не наша вина, что этот образ абсолютно не соответствует истинному боевому искусству - Будо, с его глубоким внутренним содержанием, наполненным философской мыслью, подчиненному строгим этическим нормам, высокой морали. Может быть, не все хотят (и могут) увидеть в Будо истинное искусство, а не тривиальный мордобой, но каждый видит в нем то, что он хочет увидеть и что он способен понять. Во все времена и у всех народов в почете была сила и ловкость. Легендарные и сказочные герои с легкостью владели кулаком и мечом, в схватке побеждали и всякую нечисть и многочисленных врагов. Сейчас многие экзотические виды боевых искусств остались только в сказках и легендах, следы других можно найти в существующих ныне стилях. Конечно же, время меняет облик всего, окружающего нас. Так изменяются и боевые искусства, к сожалению, не всегда в лучшую сторону, но об этом - позже. Вернемся к бабушкиным сказкам и дедушкиным легендам. Вспомните русские сказки о былинных богатырях, которые легко били и Змея Горыныча, и чудище одноглазое и всяческих прочих супостатов! Казалось бы - вот они, истоки, вот они - основы! Вот оно - исконное, кондовое боевое искусство! Ан нет! В русских сказках практически никогда мы не можем найти описание приемов, а вот на Востоке часто описывался бой во всех его подробностях, со всеми переходами и увертками, с нюансами применения оружия и т.д. Читая восточные сказки о подвигах великих героев, мы можем легко представить себе поединки, экипировку бойцов, их оружие, тонкости техники. Так в чем же разница между сказками о боевых искусствах и самими боевыми искусствами? Почему где-то искусство боя стало всего лишь элементом сказки, а где-то национальной традицией? Почему традиционные школы и стили до сих пор привлекают многих и многих новичков в залы, где они пытаются, как и десятки и сотни лет назад, постичь ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ, бесконечное и бессмертное "ДАО"! В Большом Энциклопедическом словаре имеется три объяснения понятия "ИСКУССТВО". Первое: искусство - художественное творчество в целом, то есть виды человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Сущность искусств истолковывалась как подражание, чувственное выражение сверхчуственного и т.п. Второе: искусство в узком смысле - изобразительное искусство, то есть отражение действительности в наглядных, зрительных образах. Изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи. Третье: искусство - высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Художник, поэт, музыкант в момент высшего подъема духовных сил творит, создает шедевр, дающий людям возможность сопереживать, также получая эстетическое наслаждение. То же хочется сказать и о спортсменах, чьи выступления можно сравнить с выступлениями артистов, а рекорды - с творениями художников и поэтов. Известный советский борец, создатель школы классической борьбы Александр Мазур писал в книге "Борьба вчера и сегодня": "Выходя на манеж, я чувствовал себя так, как чувствует себя актер, которому предстоит сыграть любимую роль. ...Могу сравнить себя с артистом еще и потому, что неизменно испытывал магическое воздействие переполненного зала." Очевидно, что и знатоки борьбы, пришедшие увидеть прославленного борца, тоже получали огромное удовольствие, наблюдая за ходом поединков. Каждый спортсмен, имеющий опыт участия, и, что очень важно, побед на крупнейших и ответственнейших соревнованиях, может поделиться своими воспоминаниями о том необычном состоянии психики, которое возникает в момент наибольшей концентрации физических и духовных сил. Здесь и вдохновение, и полет, и «спрессовывание» времени! Объективно изменяется самочувствие, наблюдаются изменения субъективного ощущения собственного тела и изменения в восприятии внешнего мира. Юрий Власов - олимпийский чемпион, писатель - рассказывал о своих ощущениях во время поднятия рекордного веса. "В момент колоссального победного усилия, когда кровь гулко пульсирует в твоей голове, вдруг наступает полный внутренний покой. Все кажется яснее и светлее, чем до сих пор, словно мощный поток света устремился на тебя. В этот момент начинает казаться, что ты вобрал в себя все силы земные, что у тебя выросли крылья." Подобные ощущения испытывает и актер, и художник, и музыкант в момент творческого триумфа. Это - некоторые из проявлений искусства.
Боевые (воинские) искусства очень популярны во всем мире. Это большая группа самых различных единоборств, объединенных, в основном, происхождением. Это виды единоборств, имеющие глубокие философские корни, насквозь пропитанные традициями Востока. Иногда эти единоборства имеют спортивный характер, как дзюдо или таэквон-до, иногда - нет, как айкидо. Некоторые из них имеют аналоги в европейских видах спорта (дзю-до - самбо, кюдо - стрельба из лука), некоторые уникальны (ниндзюцу). Некоторым "повезло" - они стали олимпийскими видами спорта - это дзюдо и таэквондо (по версии Всемирной Федерации Таэквондо), некоторым "повезло" меньше и их культивируют только в Японии - например кюдо. Большинство названий этих видов единоборств имеют в своем составе слово "До", что обозначает "Путь", или "Дзюцу" ("джицу") - "техника", "способ". Сейчас уже трудно провести четкую грань между проявлениями "До" и "Дзюцу" в современных боевых искусствах, однако по традиции "До" всегда считалось среди специалистов по боевым искусствам более глубоким в философском смысле, чем просто "Дзюцу". В настоящее время все основные виды боевых искусств объединены общим названием - Будо, что означает "Боевой путь". Некоторые специалисты используют другие объединяющие названия - Кэнпо, воинское искусство, восточные единоборства. Как правило, эти виды единоборств - не просто разные системы приемов для поединка. Это комплексные системы, включающие в себя базовую технику, специальным образом объединенные группы приемов (формальные комплексы), приемы самообороны, обезоруживания, конвоирования, использование оружия и различных подручных предметов в качестве оружия, специальную технику дыхания, способы реанимации, а также технику поединка, которую можно с некоторыми ограничениями применять во время спортивных соревнований.
Я уже сказал, что боевые искусства объединяет общность происхождения. Так принято считать, такова традиция. Однако любопытно посмотреть - какое из них считается первоосновой? Ведь достаточно взять любую из книг по любому виду боевых искусств, открыть ее и ... Так вот, практически в любой из этих книг можно прочитать о том, что именно этот вид единоборств имеет самые древние корни, что именно он ближе всего к древней традиции, что именно мастера этого вида - самые неуязвимые и мудрые. В подтверждение будут приводиться многочисленные легенды, свидетельства, самые разные «убедительные доказательства». Это - типично восточная традиция, и не стоит слишком серьезно относиться к подобным легендам и сказкам. Много легенд связано с происхождением ушу - боевого искусства Китая. В разных книгах приводятся упоминания о древних мастерах, о стилях, которым по тысяче, а то и по 2 - 3 тысячи лет. Каждая школа ищет, и конечно находит, "самого-самого" древнего мастера, который обучался чуть ли не у самого Дарумы! Современные мастера, даже зная историю своей школы более или менее подробно, обязательно вставят в нее красивую легенду о древних ее корнях. Этим легендам иногда несколько сотен лет, иногда они рождаются на наших глазах. Одно из самых легендарных имен в ушу - Бодхидхарма, он же Дамо, он же Дарума. Рассказывают, что в 520 году оп пришел из Индии, чтобы проповедовать в Китае истинный буддизм. Придя в провинцию Хэнань он остановился в "монастыре молодого леса" - Шаолиньссы. Долгие годы медитировал Дарума, и именно его духовное подвижничество показало монахам монастыря истинность учения, принесенного Дарумой. Они также занялись медитацией, но их слабая физическая подготовка спровоцировала различные болезни, а о нездоровом теле трудно взрастить здоровый дух! Поэтому Дарума придумал и обучил своих учеников системе упражнений, из которой через века выросли все (или почти все) стили ушу, а из них как самостоятельные дисциплины выкристаллизовались и все другие виды боевых искусств. Однако, есть исторические свидетельства тому, что Дарума если и бывал в Шаолине, то только очень короткое время. Согласно этим источникам, Дарума не мог оставить сколь-нибудь заметного следа в с создании боевых искусств. Так это или не так - не суть важно. Китайская традиция заключается и том, что наиболее истинно то, что наиболее древнее. На самом деле вряд ли можно найти имя того конкретного мастера, который создал ушу. Известно, что уже в VI веке китайцы широко практиковали боевые искусства. В основном это были, конечно же, воины. Странствующие монахи в меньшей степени развивали боевые искусства, хотя среди них и были специалисты, изучавшие боевые искусства и преподававшие их в монастырях. К XIII веку Шаолиньский монастырь был признан как крупнейший и авторитетнейший центр ушу. Многие стили сочли для себя выгодным "обнаружить" свои истоки в Шаолине. Это придавало солидности и "истинности" образу стиля. Еще и сейчас многие стили ищут (и находят) корни своих школ чуть ли не от Адама и Евы. Так, известен один "мастер", который абсолютно серьезно пишет, что его "стиль каратэ" появился ни много ни мало 30.000 лет назад! И не просто появился, а был тогда описан в тайных книгах (интересно - на каком языке?), которые он (этот «мастер») потом и прочитал. Другие находят прямые или кривые "генеалогические" линии своих стилей, которые выходят или прямо на Даруму, или, на крайний случай, на кого-то из его ближайших учеников. Чем древнее, тем истиннее! Извечный вопрос - кто сильнее, какой стиль лучше, какая школа "истиннее"? Можно много рассуждать об эффективности тех и неэффективности иных приемов, о тайных знаниях того или другого мастера. Можно вспоминать примеры победы одного мастера над другим. Можно вспоминать художественные фильмы, где представители одного направления наголову разбивают представителей другого. Однако все это - не более чем сказки и легенды, тенденциозно трактующие какие-то исторические факты или просто фантазии их авторов, а иногда и чистой воды спектакль с заранее поделенными между его участниками деньгами. Конечно же очень интересно - какой стиль древнее, какой истиннее. Однако значительно интереснее другой вопрос - как стили взаимодействовали друг с другом, как они взаимообогащались. Интересно найти истоки и проследить пути развития той или иной техники, найти смысл той или иной особенности стиля! Вопрос о преимуществе того или иного стиля сводится лишь к вопросу о преимуществе того или иного мастера. Совершенно очевидно, что если в условном спортивном поединке встретится боксер и каратист одинакового уровня мастерства, то победит тот из них, на чьей стороне будут правила, по которым будет проводиться этот поединок. В бою без правил (я говорю не о «боях без правил», а о реальном поединке без ограничений и судейства) все будет зависеть уже от индивидуального мастерства каждого из них. Но, тем не менее, необходимо учесть несколько моментов. У боксера в бою участвуют только две руки, удары он привык наносить только выше пояса, да и от противника он ожидает того же. Каратист использует и руки и ноги, и локти и колени, и концы пальцев и затылок, удары наносит по всему телу, включая удары ниже пояса и по ногам, не считает "нечестным" нанести добивающий удар по упавшему противнику. Арсенал его более разнообразный и более изощренный. Однако, в случае, если боксер выше по мастерству, чем каратист, то ему будет достаточно нанести всего один удачный удар, чтобы обезвредить каратиста со всеми его приемами. Та же ситуация и с таэквондистами или ушуистами. Все определяет только индивидуальное мастерство. Часто можно услышать, что в какой-то школе известны некие тайные приемы, некие секретные способы поединка. Так, например, адепты таэквон-до заявляют, что в арсенале таэквон-до несколько тысяч приемов (в каратэ их всего около 3 десятков). Не меньшее число приемов насчитывают и некоторые стили ушу. Однако истина заключается в том, что любая секретная техника (при условии, что она эффективна) не может оставаться тайной для других школ сколь-нибудь долгое время. Любой эффективный прием, однажды кем-то примененный и увиденный другим бойцом или зрителем, мгновенно становится достоянием всех остальных. Нельзя скрыть какую-то технику, нельзя спрятать какой-то удар. Все люди устроены одинаково, поэтому опять-таки все решает только персональное мастерство бойца. Другой вопрос - любой ли человек может заниматься любым стилем? Человек - это не стандартная механическая кукла. У каждого - свой темперамент, свой стиль поведения и т.д. Поэтому именно многообразие стилей и школ позволяет любому желающему найти тот стиль, который более всего подходит ему. Как говорил Конфуций: "Птица выбирает дерево, а не дерево птицу". |
|||||||
© 2002-2013 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. | |||||||