Клуб "Московский Будокан" Расписание занятий История Школы Шотокан в семье Боевых Искусств Дружественные организации Публикации Другое интересное Ссылки  
Главная Форум Напишите нам Карта сайта Русский языкEnglish language

История, искусство и культура Японии
•Музыка
•Кино
•Сады и Бонсай
•Ваше имя по-японски
События
•Фестиваль "Душа Японии"
•Кинофестиваль
•Фестиваль чая

Другое интересное
•Чайная традиция
Объявления
  Поздравляем успешно сдавших квалификационные экзамены по Шотокан каратэ-до в ноябре 2013!

Проводим дополнительный набор новичков и продолжающих в группы Шотокан каратэ-до: вторник 20:00-22:00,
четверг20:00-22:00,
суббота 9:00-11:00.
Справки по телефону (495) 225 4514 и электронной почте


Новости школы

Архив новостей школы


Новости сайта

Новости сайта


Самураи - отражение в японском кинематографе

С XII по середину XIX века Япония была закрыта для европейцев. Ситуация изменилась только с началом реставрации Мэйдзи, когда было восстановлено прямое императорское правление, уничтожен сёгунат и началось преобразование Японии по западному образцу. (Один из этапов этой перестройки послужил сценарной основой фильма Последний самурай.)

Самурай - Мифунэ Япония начала открываться остальному миру. Как раковина, эта страна скрывала в себе жемчужину оригинальной культуры, искусства и, главное, национального характера, без которого не было бы ни такого искусства, ни такой культуры.

Процесс культурного и экономического обмена был приостановлен на время Второй мировой войны. В послевоенном мире слово "самурай" ассоциировалось с японской военщиной - союзником фашистской Германии в войне. Поэтому проще было бы отказаться от этого исторического наследия или спрятать в "шкаф" до лучших времен, но истинные художники и патриоты своей страны попытались объяснить всему миру образным языком кино, что сословие самураев долгие века являлось образцом для подражания, кузницей национального характера, служило стержнем и опорой нации, ее государства.

    Акира Куросава и Тосиро Мифунэ

Счастливый для нас - зрителей - случай в 1947 году свел начинающего актера Тосиро Мифунэ и режиссера Акиру Куросаву и положил начало многолетнему творческому сотрудничеству. Практически все картины, созданные вместе этими двумя мастерами, вошли в золотой фонд мирового кино.

Расемон

РасёмонRashomon (1951)
Сценарий написан по сюжету романов известного японского новеллиста начала века Рюноскэ Акутагавы "В чаще" и "Ворота Расёмон". Двенадцатый век, Япония. Пережидая грозу под воротами "Расёмон", два путника рассказывают третьему о недавнем преступлении, в расследовании, которого они принимали участие. В деле - 4 свидетеля-подозреваемых в убийстве. Не только все их показания противоречат друг другу, но и после каждого выступления свидетеля меняется точка зрения зрителя на ситуацию.
Замечательный сюжет фильма в американской печати недавно приводился как аллегория процесса по делу "Клинтон-Левински". И в самом деле, может ли судья принять решение по делу на основании только противоречивых свидетельств заинтересованных лиц?
РасёмонОрганизаторы Венецианского кинофестиваля выбрали этот фильм как первый фильм, представляющий Японию на этом фестивале. Хотя японские кинокритики поначалу фильм не одобрили, он с триумфом был принят европейской публикой, до того практически незнакомой с японским кинематографом. Фильм получил главный приз фестиваля - Золотого льва св.Марка. В 1952-м году, после успеха в американском прокате, картина получила "Оскара" как лучший иностранный фильм, а в 1982 году "Расёмон" получает ещё одну награду - Льва Львов Венецианского кинофестиваля.

Семь самураев

Семь самураев
Seven Samurai / Shichinin no samurai (1954).
Действие фильма происходит в эру Сенгоку (XVI век), после очередного этапа межклановых войн, разорявших страну. Крестьяне маленькой беззащитной деревни решают нанять самураев для охраны деревни от бандитов, которые каждый сезон отнимают весь урожай. Опытный боец, обедневший самурай Камбей (исполнитель Такаши Шимура), берется за работу и набирает себе в подмогу шесть бойцов-самураев.
Семь самураевВсе образы самураев прописаны тщательно и в деталях, все отличаются друг от друга не только техникой боя, но и характерами, темпераментом, жизненными целями. Самая колоритная фигура – Кикучиё (Тосиро Мифунэ) – сын крестьянина, который хочет казаться подлинным самураем. Великолепная техника съемки, замечательная постановка боевых сцен остаются образцом для подражания и для сегодняшних кинематографистов.
Сюжет фильма лег в основу самого знаменитого американского вестерна "Великолепная семерка" (The Magnificent Seven 1960).

Трон в крови или Паучий замок

Трон в крови
Throne of Blood or Spider’s Web Castle(1957)
Перемещение шекспировского Макбета в средневековую Японию. Эффект этого фильма основывается на двух компонентах: великолепная и кровавая шекспировская интрига и ее стильная куросавовская реализация в декорациях средневековой Японии.
Режиссер использовал традиции театра «Но» для создания истинно шекспировских по духу образов-масок.
Трон в кровиОсобое удовольствие фильм доставит тем, кто помнит шекспировский сюжет. Его перенесение в другую культурную среду смотрится совершенно органичным - извечные ценности: долг, предательство, тщеславие, верность одинаковы для разных народов. Этот фильм считается одной из лучших режиссерских работ Куросавы. Роль японского "Макбета" - Вашизу исполняет Тосиро Мифуне, в то время уже известный и сложившийся мастер...

Скрытая крепость

Скрытая крепость
Kakushi toride no san akunin / The Hidden Fortress (1958)
История прекрасной и упрямой принцессы - дочери могущественного владыки, скрывающейся на вражеской территории в компании верного рыцаря-самурая (Тосиро Мифунэ) и пары крестьян, перепалки которых создают комедийную составляющую фильма и от лица которых идет повествование – это ничего Вам не напоминает?
Скрытая крепостьСам Джорж Лукас признавался, что именно этот сюжет навеял сценарий «Звездных войн» (эпизод IV). Если Вам повезет приобрести "Скрытую Крепость" на DVD диске издательста Criterion, то в качестве дополнительного материала Вы увидите интервью Лукаса, в котором он рассказывает о влиянии Куросавы на свою работу. Джорж Лукас перенес в космос традиционный сюжет рыцарского (самурайского) романа: рыцарь странствует и своим мечом защищает принцессу, справедливость и весь мир. Многие считают, что и слово "джидай" происходит от названия жанра самурайскиго фильма "джидай-гэки".
Хотя критики считали этот приключенческий фильм несколько легковесным, в нем прекрасно выстроены режиссером многоплановые сцены и великолепна работа оператора. На Берлинском кинофестивале в 1959 году фильм был награжден главным призом за режиссерскую работу.

Телохранитель

Телохранитель
Yojimbo(1961)
Одинокий бродяга входит в маленький город по пыльной и пустой Главной улице. Жители попрятались в домах и выглядывают через щели в ставнях. Во всем городе постоянная работа только у одого человека - у гробовщика. Две банды оспаривают власть в городе, который славился когда-то ремесленниками и ярмарками, а теперь запустел. Знакомый сюжет?

ТелохранительНет, это не дикий американский запад, а Япония середины XIX в. Именно на этом фильме учились американские классики современного вестерна. Этим сюжетом в 1964 г. воспользуется Серджо Леоне в первом культовом спагетти-вестерне "За пригоршню долларов", (с Клинтом Иствудом в главной роли), а тридцать лет спустя - Уолтер Хилл в "Одиночке" с Брюсом Уиллисом.
За исполнение роли Санзюро-телохранителя Тосиро Мифуне получил премию Венецианского кинофестиваля 1961 года.

Санзюро

Санзюро
Sanjuro (1962)
Продолжение фильма "Телохранитель".
На Венецианском фестивале Мифунэ был присужден "Кубок Вольпи" за лучшее исполнение мужской роли в этом фильме.

Сугата Сансиро (в советском кинопрокате - "Гений дзюдо")

С этого фильма начинающий режиссер и сценарист Акира Куросава начал свою звездную карьеру в 1943 году. Он написал сценарий по роману Цунэо Томиты об одном из первых и лучших учеников родоначальника дзюдо - мастера Дзигоро Кано. Фильм вроде бы не имеет отношения к самурайской тематике, но оккупационными американскими властями был оценен, как пробуждающий национальный дух, и запрещен к показу вместе с практикой боевых искусств в Японии. Однако, по этому сценарию Куросавы было снято еще 4 фильма, в самом удачном из которых (1965 г.) Тосиро Мифунэ снялся в роли Шогоро Яно (Дзигоро Кано).
Подробнее о фильме Сугата Сансиро в статье М.Н. Степина
Тосиро Мифунэ и Акира Куросава на съемочной площадке фильма 'Телохранитель'Великолепный тандем режиссера Акиры Куросавы и актера Тосиро Мифунэ не только дал возможность увидеть картины средневековой Японии, но и позволил нам - европейцам - почувствовать истинный японский характер и душу. Тосиро позже напишет: "Тем, что японское кино стало известным во всем мире, мы главным образом обязаны картинам Куросавы. То, что меня знают как актера на родине и за границей, также его заслуга. Начиная с "Пьяного ангела" вплоть до "Красной бороды" я играл в большинстве его картин, всего в шестнадцати. Куросава практически обучил меня всему, что я знаю и умею, и это именно он первым открыл мне, что я актер".

Задать вопросы на Форуме

© 2002 - 2013 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.