Клуб "Московский Будокан" Расписание занятий История Школы Шотокан в семье Боевых Искусств Дружественные организации Публикации Другое интересное Ссылки  
Главная Форум Напишите нам Карта сайта Русский языкEnglish language

История, искусство и культура Японии
•Музыка
•Кино
•Сады и Бонсай
•Ваше имя по-японски
События
•Фестиваль "Душа Японии"
•Кинофестиваль
•Фестиваль чая

Другое интересное
•Чайная традиция
Объявления
  Поздравляем успешно сдавших квалификационные экзамены по Шотокан каратэ-до в ноябре 2013!

Проводим дополнительный набор новичков и продолжающих в группы Шотокан каратэ-до: вторник 20:00-22:00,
четверг20:00-22:00,
суббота 9:00-11:00.
Справки по телефону (495) 225 4514 и электронной почте


Новости школы

Архив новостей школы


Новости сайта

Новости сайта


Куми-дайко - новая жизнь традиционного японского барабана

Краткая история вопроса

Термин "тайко" (taiko) относится к самим барабанам и к одной из разновидностей ударной музыки. Дословно тайко переводится как большой (пузатый) барабан. (Термин дайко (daiko) используется для группы барабанов). Существование тайко в японской истории насчитывает 14 веков: этот почтенный возраст подтверждается ханива (глиняной скульптурой) барабанщика пятого века и поэмами и картинами седьмого века. Хотя, логичнее считать, что, как и у других народов, ударные были первыми музыкальными инструментами на самых ранних этапах истории жителей японских островов, тогда возраст японских барабанов - около двух тысяч лет. Весьма вероятно, что барабаны тайко были изначально завезены из Китая или Кореи вместе с волнами культурного влияния, периодически накатывавшимися между третьим и девятым веком на японские острова. После десятого века этот культурный обмен прервался, и дальнейшая эволюция барабана тайко проходила только за счет труда и таланта японских ремесленников, породив уникальный японский инструмент.

Храмовый тайкоВажную роль тайко играют в японских религизных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах. Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Благодарные жители считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников. В церемониальных целях обычно использовался один, реже – два тайко. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко и, эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.

Нагадо-дайко Достоверно известно, что одно из самых ранних назначений тайко было военное. Гром барабанов во время атак использовался для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. Позже, к пятнадцатому веку, барабаны стали инструментом для подачи сигналов и передачи сообщений в ходе сражения. На живописных свитках того времени изображен воин, на спине у которого укреплен тайко на специальной раме, а два других воина бьют каждый по своей стороне барабана. В военных целях использовались тайко стиля нагадо (nagado) и окедо (okedo).

Какко-дайко Помимо военных, тайко всегда использовались и в эстетических целях. Музыка в стиле гагаку (gagaku) появилась в Японии в период Нара (697 – 794) вместе с буддизмом и быстро привилась при императорском дворе как официальная. Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные тайко таких типов как: какко, сан-но-цузуми, дадайко (kakko , san - no - tsuzumi , dadaiko) и другие.
Одиночный тайко входит в состав группы инструментов, сопровождающих представления театров Но и Кабуки.

Типы барабанов

Все тайко можно разделить на 2 большие группы: бë-дайко (byou-daiko), у которого кожа(мембрана) закреплена гвоздями и тембр не изменяется, и cиме-дайко (shime-daiko), у которого кожа натягивается при помощи шнуров или винтов и тембр можно настраивать.
Корпуса традиционных бë-дайко выдалбливают из цельных кусков дерева. Чаще всего, используется древесина кеяки (дзельква, родственник вяза), которая отвечает самым строгим требованиям барабанных мастеров: необходимой прочностью, тембром звучания, прекрасным рисунком и фактурой древесины . Для изготовления более дешевых тайко используется конский каштан и камфорное дерево. Поскольку для изготовления корпуса бë-дайко необходимы цельные куски дерева большого диаметра, возраст таких деревьев составляет не менее двухсот лет, а дереву из которого был сделан самый большой в истории одайко-гигант было около 1200 лет. Зато при правильном уходе корпуса "живут" сотни лет. Кожа для барабанов тайко, как правило выделывается из коровьих шкур по технологии составляющей фирменный секрет производителя.

Хира-дайко Самый популярный у современных исполнителей – нагадо-дайко (nagado-daiko) – барабан, у которого длина корпуса больше диаметра мембраны. Нагадо часто используют на традиционных праздниках и в храмах. У этого барабана характерный низкий вибрирующий голос. В зависимости от диаметра корпуса нагадо-дайко носят различные названия, так барабан диаметром больше 3 сяку (около 90 сантиметров) называется одайко (odaiko) – большой толстый барабан. Одайко как правило, устанавливается на подставке горизонтально и, на нем играют 2 барабанщика: один играет ритм, другой - соло. Хира-дайко (hira-daiko), барабан с коротким корпусом, также часто входит в состав групп куми-дайко, особенно его разновидность с большим диаметром. Этот барабан, хоть и дешевле, своим низким красивым голосом похож на нагадо-дайко, но длительность его звучания меньше из-за короткого корпуса.

Симе-дайко Симе-дайко (shime-daiko) – разновидность барабанов, натяжение кожи которых регулируется шнурами (в настоящее время также болтами). По всей видимости, в отличие от бë-дайко, пришедшего из Китая или Кореи, симе-дайко – изобретение японских мастеров. У этого барабана 2 кожаные мембраны, которые пришиты к стальным обручам и пришнурованы к корпусу шнуром. Регулировка тембра производится при помощи второго шнура, накрученного вокруг первого. Название симе-дайко относится также к небольшому барабану со шнурами, который используется в театре Но и Кабуки, группами куми-дайко, его еще называют вадайко (wadaiko).

Тайко-чемпион

Odaiko-champion

Самый большой в мире барабан, который зарегистрирован в книге рекордов Гиннеса, находится в городке Цудзуреко. С давних времен жители городка делятся на 2 группы ("верхний город" и "нижний город"), которые соревнуются между собой. Все началось с того, что эти команды соревновались кто лучше проведет ритуал для повышения урожая, а теперь их главным состязанием стало проведение военно-исторических фестивалей и парадов, в которых одна команда выступает в костюмах клана Токугава, а другая - Тоëтоми. Для проведения фестиваля по заказу команды нижнего города в 1986 году был изготовлен тайко диаметром 3,71 метра и весом 3 тонны. В ответ по заказу нижнего города в 1992 году был изготовлен барабан диаметром 4,52 метра и весом 3,5 тонн. В промежутках между праздниками тайко-гиганты хранятся в местном "Музее Большого Барабана" (The Great Drum Museum), коллекция которого, помимо гигантов, насчитывает в общей сложности более 150 барабанов со всего мира.

В настоящее время словом "тайко" принято также называть групповую игру барабанщиков куми-дайко (kumi-daiko). Современный стиль игры на тайко сформировался в начале пятидесятых годов прошлого века и стал пользоваться в Японии настолько большой популярностью и спросом, что количество групп по некоторым данным достигло пяти тысяч.

Задать вопросы на Форуме

Wadaiko Yamato"Японские барабанщики Ямато" ("Wadaiko Yamato" или "Yamato Drummers" )

Эта группа отметила свое двадцатилетие в 2013 г. Барабанщики Ямато начали гастролировать по миру после успешного выступления на Эдинбургском фестивале в 1998 году. С тех пор группа ежегодно проводит несколько месяцев в турне по странам Европы, Америки и Азии. За 20 лет концертной деятельности они показали более 2500 выступлений в более чем 50 странах и регионах.

Группу Вадайко Ямато (Wadaiko Yamato) создал мастер Маса Огава в Нара, "земле Ямато", бывшей столичной префектуре, которая традиционно принято считать родиной японской культуры. Группа барабанщиков выступает с дюжиной тайко различного размера, типа и тембра, включая большой одайко, сделанный из цельного ствола четырехсотлетнего дерева. Мощные голоса барабанов дополняет кото, сямисэн, флейта, звонкие гонги и цимбалы.

Эта группа японских барабанщиков, хорошо знакома зрителям Москвы, Санкт Петербурга и других городов России. Первый раз она с успехом выступала 7-8 апреля 2004 г. в Московском международном Доме музыки в рамках Европейского турнэ, проходившего под девизом Tamashi(Душа). В феврале 2005 г. Ямато привозили в Москву программу Kaminari (Гром), в феврале 2006 г. - программу Сердце грома, а 7 - 8 апреля 2009 г. - программу "MATSURI". Хотя билеты стоили очень недешево (намного дороже, чем в любом зале Европы и Америки!) все концерта прошли при полном аншлаге.

Зрители Wadaiko Yamato Show особо отмечают, характерное для этой группы сочетание традиционных ритмов крестьянских и храмовых праздников и стильной современной аранжировки. В свое исполнение барабанщики включают элементы танца и игры со зрителями. Экспрессия их исполнения не оставляет равнодушной аудиторию, независимо от национальности и возраста. На выступлении группы в Москве публика с энтузиазмом подхватывала ритмы, задаваемые барабанами, топала и хлопала в ладоши.

Мы с МН побывали на первом концерте группы в Москве в 2004 г. Трудно передать словами впечатление от выступления Ямато. Помимо красивого мощного звука нужно отметить великолепную пластику и физическую подготовку исполнителей. Статичные красивые низкие стойки, хорошо нам известные из боевых искусств, сменяются резкими переходами. Выверенные красивые жесты с широкой амплитудой то мощные и резкие, то нежные и плавные поглаживающие. Хорошо поставлен свет и цвет. Вобщем Wadaiko Yamato Show производит впечатление профессионально подготовленного качественного и, вместе с тем, эмоционального зрелища.

Мне особенно понравился номер на пяти симэ-дайко разной тональности - не только разнообразные ритмы, но и мелодия сыгранная только на барабанах. В группе выступали 5 мужчин и 5 женщин. Девушки отличились не только зажигательными барабанными пассажами, но и игрой на сямисене, сякухати, кото и, даже, очень мелодично спели. Из мужчин самый забавный и веселый - Такеру, хотя каждый из исполнителей по-своему хорош и все они создают прекрасный гармоничный и заводной ансамбль.

Елена Степина

Wadaiko Yamato Wadaiko Yamato Wadaiko Yamato

Если Вам не повезло и Вы не попали на концерт приобрести записи исполнения куми-дайко можно через интернет.

В подготовке страницы использованы материалы сайтов:
Фотографии в разделе "Вадайко Ямато" с официального сайта группы Yamato drummers
Самый информативный ресурс - http://www.taiko.com

Задать вопросы на Форуме

И еще интересные ссылки:
Сайт группы Ondekoza
Сайт группы KODO
San Francisco Taiko Dojo
Oedo Sukeroku Taiko


© 2002 - 2013 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Помощь бездомным животным. Проект Хвосты.ru Ozon