Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

18. Кобу-До и Сёто-Кан


Илл. 43 – Мастер Фунакоси с бо
Существуют несколько фотографий мастера Фунакоси с бо (bo - шест) и сай (sai - стилет). Известно, что окинавский мастер Дзино Суйёси обучался Бо-Дзюцу у дяди Гитин Фунакоси, который являлся мастером бo. Кроме того, отец Фунакоси на Окинаве также считался мастером Бо-Дзюцу. Поэтому можно с уверенностью сказать, что семья Фунакоси практиковала Кобу-Дзюцу.

На Окинаве мастер Гитин Фунакоси изучал Бо-Дзюцу и Сай-Дзюцу у мастера Сейсё Арагаки, Бо-Дзюцу у мастера Дзино Суйёси и Сай-Дзюцу у мастера Тавада Симбоку (Tawada Shimboku). Мастер Фунакоси изучал следующие ката – Тенрю-но-Кон (Tenryu-no-Kon - старый и новый вариант), Сунакаке-но-Кон (Sunakake-no-Kon) и Цукен-Си-Тахаку-но-Сай (Tsuken-Shi-Tahaku-no-Sai). Кроме того, следует учитывать, что первый учитель Фунакоси – мастер Адзато – считался большим мастером Дзиген-Рю, чем То-Тэ. Мастер Мацумура также являлся мастером Дзиген-Рю. Мастер Фунакоси был близко знаком с мастером Иай-До Хиромити Накаяма (Хакудо), у которого затем учился его сын – Гико. Гико практиковал два боккен-ката: Госинпо (Goshinpo) и Сангецу (Sangetsu). Известно, что Гико был ути-деси (uchi-deshi, букв. – приближенный к учителю, элитный ученик школы) мастера Кобу-До Тинкен Тайра (Миясато (Маэдзато) Синобу) (Shinken Taira, Miyasato (Maezato) Shinobu, 1897-1970).

Тайра работал на серной шахте в Минадзима (Minajima) и это сказалось на его здоровье. Чтобы поправиться, он решил заняться каким-либо боевым искусством. В возрасте 25 лет, оставил свою работу и переехал в Японию с намерением поступить в Кодо-Кан. Но так, как он был беден, то приехав в Токио, он поселился в студенческом общежитии Мейсё-Дзюку, где и познакомился с мастером Фунакоси. Тайра узнал от мастера Фунакоси о То-Тэ, и с сентября 1922, стал заниматься у Фунакоси и проучился у него в течение 8 лет. Мастер Фунакоси и Тайра вместе ездили по префектуре Канто (Kanto, в которой находится Токио), демонстрируя Каратэ в различных училищах и университетах, например, Тюё, Ритсумей (Ritsumei), Мейдзи и Нихон (Nihon - Медицинское училище). Во время этих поездок, Тайра часто демонстрировал темесивари (tameshiwari – разбивание предметов), разбивая сюто-цуки (shuto-tsuki - удар ребром ладони) 6 черепиц.


Илл. 44 – Мастер Тайра Тинкен (1933)
Но интерес мастера Тайра к Бу-До не исчерпывался одним Каратэ. В мае 1929, он поступил в до-дзё Моден Ябику, чтобы изучать Кобу-До, и в августе 1933, получил Менкё (Menkyo – диплом об окончании).

Мастер Ябику, как и его коллега мастер Фунакоси, занимался распространением Каратэ-До и Кобу-До в Японии. Оба мастера, в свое время на Окинаве, учились у мастера Итосу. У мастера Ябику, Тайра изучал Бо-Дзюцу, Эку-Дзюцу (Eku - весло), Сай-Дзюцу, Тонфа-Дзюцу (Tonfa – рукоятка для вращения жернова) и Нунтяку-Дзюцу. Мастер Тайра первым стандартизировал методы Кобу-До, которое до этого считалось приложением к То-Тэ. Он продолжал эту работу до самой смерти, модифицировал и описал более 40 ката Кобу-До, которые были мало кому известны и могли бесследно исчезнуть. Он считается одним из главных реформаторов Кобу-До и часто в этой деятельности сравнивается с мастером Фунакоси.

Мастер Тайра практиковал следующие ката: Кихон-Ката-Бо (Kihon-Kata-Bo), Суси-но-Кон-Сё (Shushi-no-Kon-Sho), Суси-но-Кон-Дай (Shushi-no-Kon-Dai), Суйёси-но-Кон (Sueyoshi-no-Kon), Кихон-Ката-Сай (Kihon-Kata-Sai), Цукенситахаку-но-Сай (Tsukenshitahaku-no-Sai), Кихон-Ката-Кама (Kihon-Kata-Kama), Сёсен-но-Кама (Shosen-no-Kama), Кихон-Ката-Тонфа (Kihon-Kata-Tonfa), Хамахига-но-Тонфа (Hamahiga-no-Tonfa), Кихон-Ката-Нунтяку (Kihon-Kata-Nunchaku), Тайра-но-Нунтяку (Taira-no-Nunchaku).


Илл. 45 – Мастер Томосабуро Окано- друг Гико Фунакоси
О Гико известно, что он практиковал, как минимум пять бo-кaтa: Суси-но-Кон, Суйёси-но-Кон, Сакугава-но-Кон (Sakugawa-no-Kon), Сиротару-но-Кон (Shirotaru-no-Kon) и Мацукадзе-но-Кон (Matsukaze-no-Kon). Кaтa Мацукадзе-но-Кон Гико создал совместно с мастерами Казе и Томосабуро Окано (Tomosaburo Okano, 1922-2003). Оно содержит, в основном, базовые стойки Сёто-Кан дзэн-куцу, ко-куцу, фудо, в конце ката выполняется прыжок.

Он основал Ассоциацию Кенко-Дзюку-Сейто-Сёто-Кан (Kenko-Juku-Seito-Shoto-Kan), в котором изучается большое количество ката Кобу-До. Но в Японии Кобу-До не стало популярным. Видимо причиной было то, что японцы считали рюкюское Кобу-Ддзюцу искусством крестьян. Таким образом Сёто-Кан имеет достаточно богатый арсенал Кобу-До.

В 1937 вводится преподавание Каратэ-До по образцу стиля Сёто-Кан в армии и на флоте.

19. Техника без мысли, является самой эффективной

И все же, главный метод обучения в Сёто-Кан был основан на ката. Изучение начиналось, в основном, с Хейян, Текки, Дзютэ и Бассай. Самые первые ката, которые изучали ученики, были Хейян. На практике Хейян, ученикам ставились основы правильных ударов и блоков, а также перемещений. Одним из наиважнейших достижений в практике являлось то, что уже к уровню Хейян 3, ученик должен был овладеть состоянием Му-Син (Недуманье). Именно с Му-Син начинала слагаться истинная техника мастерства. Мастер не может – сначала подумать, а потом выполнить, мастер делает сразу. Как говорил Гико, разум настоящего мастера никогда не допускает мыслей обсуждения про себя чего-либо.

Все боевые искусства проникнуты идеей преобладания духовной силы над силой физической, включая умение сконцентрировать в одной части тела весь потенциал и физическую мощь. Примеров, доведенного до виртуозного совершенства умения, великое множество. Объединение физических и духовных сил позволяет человеку даже немогучего телосложения одолеть более сильного противника. Это умение разума в решающий миг «взорваться», то есть собрать все силы в единое целое и воплотить их в действии — ударе меча, ударе рукой или ногой и т.д.

В основе мастерства лежит внутренняя, почти подсознательная идея жизни и действия. Это древнее учение о центре сосредоточения жизненной силы (энергии) человека — Хара в области живота. Именно здесь заключено подлинное, глубочайшее начало человека, его истинное «Я». Именно здесь взаимодействуют Инь и Янь, которые и определяют человеческую индивидуальность. Концепция Хара имеет два аспекта. Первый — психологический. Из Хара рождается взрывная энергия. Именно Хара «чувствует», когда настает время для решающего удара. Второй – физический. Хара определяет все действия человека. Сохранить собственный центр тела в состоянии динамического равновесия и стабильности, важно в любом боевом искусстве.

20. "Сущность Каратэ – это ката"

Человек не может проводить смертельные поединки каждый день. Как в таком случае получить боевые навыки без настоящих боев? Через ката. Но как ката, которые не являются реальным боем могут развить боевые навыки?

Высказывание «Cущность Каратэ - это Ката» основано на «наследственной» системе передачи знаний. В старые времена к ката относились с почтительностью. Но практика «наследственных» ката отличается от современной практики ката. В современном Каратэ ката не имеет множества форм, каждый стиль или школа обращаются к неподвижной модели, объявляя ее как единственную и истинную.

В чем же заключались традиционные методы, основанные на ката?

До конца 19 столетия, люди старались не разглашать свои занятия Каратэ. Они учились по ночам или в уединенных местах. Они скрывали это даже от своей семьи. По этой причине мастер не мог иметь много учеников. Некоторые мастера сами не хотели иметь учеников, поэтому их знания умирали вместе с ними. Такой способ изучения ката был возможен только в пределах системы личной передачи, в которой не могло участвовать много учеников.

В старину апогеем технического совершенства считался уровень (дан) в 50 лет. В Бу-До физическое состояние и здоровье очень важны, так как тело является основой для использования любого вида оружия, а в Каратэ оно само является оружием. В таком процессе важно использование всего тела, которое зависит от физического состояния. Поэтому методика обучения Каратэ рассчитана на все протяжение жизни человека, при этом она должна видоизменяться и приспосабливаться в соответствии с его возрастом.

С этой точки зрения, практика ката – это фундаментальнейшая вещь, так как имеется возможность практики одного и того же ката и в 20 лет, и уже с иным полученным опытом в 50 лет, и со следующим опытом в 80 лет – каждый раз это будет по-новому. Ката – база, которая позволяет продолжать развивать и углублять методы и мастерство на протяжении всей жизни. Все возможности Каратэ, технические навыки ведения боя согласно физического и умственного развития, все это содержится в ката, так они - результат исторического опыта, накопленного многочисленными мастерами. Поэтому в старину, ката имели наиважнейшее значение при обучении и приобретении реальных навыков. Отработав всевозможные действия в ката, в боевой ситуации все становится известным заранее. В ката есть все, чтобы подготовить человека к смертельному бою.

Хито-Ката-Сан-Нен (Hito-Kata-San-Nen, от японского выражения – Ishi-No-Ue-Nisan-Nen – «Три года на скале») – на изучение каждого ката требуется 3 года, говорил мастер Адзато. Некоторые усмехнутся – на 2-3 десятка движений - 3 года? Да, их можно выучить за час! Правильно, научиться подражать движениям в ката можно и за час, но понять истинную сущность ката за такой короткий промежуток времени невозможно. Ката - духовное сердце Каратэ, сущность боевого искусства, квинтэссенция напряженности чувств и выразительности движений. Мастерство в ката – это долгий и упорный труд, и 3 года – это только минимум времени, который необходим для понимания сущности ката. В результате мастера знали немного ката - одно, два, возможно три. Мастерство оценивалось по степени изученности ката. При этом знание множества ката не ценилось. Если бы кто-то сказал, что знает 20 ката, то ему ответили бы, что он ни одного не знает хорошо.

Гораздо проще сделать 1000 недоделанных вещей,
Чем стать мастером одной вещи.
(Китайская пословица)

Одно ката изучалось и повторялось в различных вариантах. С помощью него отрабатывались различные ситуации, которые могут возникать в бою. Например, раньше ката Дзион включало множество вариантов аге-уке и дорожек с гьяку-цуки. Аге-уке делался со всевозможными легкими наклонными положениями тела, чтобы знать, как отражать нападение с различных углов атаки. Было множество других дорожек с гьяку-цуки - вправо, влево, под углом, обратно и т.д. В современной версии этого ката, эти дорожки делаются простым и неизменным способом, двигаясь только прямой и без всяких перерывов и изменений ритма.

Вот почему раньше было достаточно одного ката. Теперь же ката делают однообразно, поэтому смысл их практики зачастую для учеников не ясен.

21. Общий принцип обучения - Сю-Ха-Ри (Shu-Ha-Ri)

Однажды мальчик прошел через всю Японию, чтобы учиться в школе известного мастера боевых искусств. Когда он пришел, сенсей его спросил: - Что ты хочешь?
- Я хотел бы стать вашим учеником и лучшим мастером во всей стране, - ответил мальчик. - Как долго этому надо учиться?
- Не меньше 10 лет, - ответил сенсей.
- О! 10 лет, так долго! - огорчился мальчик, - а если я буду стараться больше всех?
- Тогда 20 лет, - ответил сенсей.
- А если я буду учиться с утра до ночи?
- Тогда 30 лет, - был ответ сенсея.
- Как же так? Чем больше я буду стараться, тем дольше будет ученье? - удивился мальчик.
- Если один глаз направлен на цель, то искать Путь приходится только другому глазу.

При обучении ката применяется классический метод Сю-Ха-Ри, отражающий уровни обучения согласно японской традиции образовательного процесса, который способствует сохранению и передаче опыта, накопленного мастерами. Эта уникальная традиция обучения существует в Японии в течение многих столетий. Она сохраняется, кроме боевых искусств, также во множестве других традиционных японских искусств, например, икебана, дзёрури (кукольные представления), бунраку (придворное церемониальное театральное представление), кабуки (театр), ноо (танцевальная опера), поэзии, живописи, скульптуре, каллиграфии и т.д. В современное время, новые подходы к обучению редко основываются на этом традиционном японском методе передачи знаний.

22. Начальная фаза обучения в достижении уровня Сю (Shu или Shoden)

Ката (или форма) – это образовательная основа всех традиционных школ боевых искусств. Ката - это самое наглядное представление знаний школы, представленных в сводной форме, которая представляет собой набор технических элементов и соответствующих понятий. Поскольку на первый взгляд ката кажутся несложным набором движений, это часто приводит к иллюзии их простоты. Но это только на первый взгляд. В действительности же, ката несут в себе элемент Ура (Ura - скрытый уровень информации), который невозможно просто так увидеть, в отличие от элемента Омоте (Оmote – очевидный уровень информации).

Если ученик в ката видит только элемент Омоте, он навсегда останется на уровне начинающего, вследствие непонимания им глубинных знаний, заключенных в ката в элементе Ура. Чтобы достичь уровня Сю, ученик должен сначала научиться подчинять свой нрав (эго) с помощью ряда скучных упражнений. С этого начинается обучение в Сю. Кроме того, ученик на начальной фазе обучения уровня Сю должен научиться сосредоточенности и дисциплине систематической учебы. В некоторых школах, придерживающихся более строгих традиций, практика ката также включает особую цель создания у ученика ощущения физического дискомфорта, чтобы принудить его мысленно сконцентрироваться только на одной задаче. При обучении обычно используется несколько ката, с помощью которых изучается применение ударов и блоков в различных ситуациях боя. Постепенно интенсивность исполнения ката наращивается, и в этом процессе, ум ученика постепенно приучается обрабатывать всевозрастающий объем информации и таким образом повышается эффективность действий. Нейро-мускульные процессы в организме переходят на уровень интуитивного ума и, таким образом ученик не затрачивает времени на их осознание. Как только это будет выполняться учеником удовлетворительно – начальная фаза обучения достигнута.

23. Завершающая фаза обучения в достижении уровня Сю

В завершающей фазе обучения в достижении уровня Сю включается новый элемент - бункай (bunkai). С помощью бункай ученик должен достичь более глубокого понимания причин технических действий в ката. Более подробно изучаются и анализируются ситуации боя, для которых предназначены технические приемы ката. Однако, на уровне Сю, исследования и оценка возможностей, заключенных в ката, строго ограничивается точным выполнением этого ката без каких-либо его изменений. Строго точное исполнение ката является отражением определенных успехов в элементе Омоте, достигнутых учеником при изучении ката. С этого момента, сенсей начинает постепенно объяснять ученику суть значения скрытого элемента Ура в ката. Для одних учеников – это становится неожиданным открытием, но некоторые ученики способны понимать его с самого начала самостоятельно. Но в любом случае, сенсей должен перейти к раскрытию фундаментальных понятий на более подробном уровне, чем прежде. Это становится переходным моментом к достижению следующего уровня - Ха.

24. Проблемы в достижении уровня Сю

Начальную фазу обучения в ката достигают почти все ученики, так как она основана на простых физических повторениях. Однако, если это происходит без всяких объяснений сенсея, ученик может впасть в заблуждение, что изучение ката этим и ограничивается. Причина в том, что у многих современных сенсеев собственный уровень знаний недостаточен. Это не только потенциально опасно, но и является обманом учеников, которые не получают необходимых знаний. Не понимая смысла, множество весьма одаренных учеников бросают учебу. Соответствующие объяснения, даже в самой начальной фазе обучения ката, просто необходимо.

25. Начальная фаза обучения в достижении уровня Ха (Ha или Chuden)

Уровень Ха означает начало творческого самовыражения ученика. С этого момента, в практике ката ученику разрешается применение вариаций базовой техники - хенка-вадза (henka-waza). Хенка-вадза – это «отклонение в пределах существующей формы» или «классические изменения, которые осуществляются в строгих границах определенного ката». Сенсей поощряет творчество ученика, который изучает возможности техники в ката.

Все это должно происходить под тщательным надзором, так как существенные отклонения от канонов ката могут привести к небрежности или искажению техники, но с другой стороны – чрезмерные ограничения могут навредить развитию методологических способностей у ученика. Поощрение творчества в целях выработки у ученика методологических способностей необходимо также для обретения им опыта, который он сможет применять самостоятельно при изучении других ката.

26. Завершающая фаза обучения в достижении уровня Ха

Как только ученик поймет для себя принципы методологии, он обретает свободу, выражающуюся в почти бесконечных возможностях для самосовершенствования. С этого момента выявляется талантливость учеников. Исходя из полученного опыта, они начинают стремительно прогрессировать. Теперь, все принципы и формы школы, начинают служить для стимулирования ума ученика. Ученик уже более полно оценивает возможности ката и признает в их техническую мудрость, заложенную предыдущими мастерами. В течение этого периода, все усилия, вложенные сенсеем в ученика, начинают приносить результаты.


Обсудить публикацию на Форуме

27. Проблемы в достижении уровня Ха

Строгая приверженность основным концепциям стиля школы, должна соблюдаться и в это время. Чрезмерные отклонения, в процессе творческой деятельности, могут привести учеников к искажению стиля, созданного Рюсо (Ryuso – основатель школы). Искажение стиля школы, кроме того, может привести к неприятным последствиям для самих учеников данной школы, так как их способности будут окончательно скомпрометированы. Также на этом же уровне проявляется некомпетентность некоторых сенсеев. По причине своей догматичности, они пресекают всякие попытки творчества ученика и даже не считают нужным его понять.

28. Достижение уровня Ри (Ri или Okuden/Hiogi)

Некоторые современные мастера боевых искусств отвергают методику ката, и тем более - Сю-Ха-Ри, считая ее примитивной и устаревшей. Но большинство из них - «кабинетные эксперты», которые в изучении ката не продвинулись далее уровня Сю, но при этом считающие возможным комментировать то, в чем они абсолютно не компетентны. Как и большинство людей, не имеющих опыта фундаментальных исследований, вместо сложного обучающего инструмента, они расценивают ката, как искусство эстетического жеста, типа балета.

К сожалению, это неверное толкование зачастую происходит неосознанно, по причине подчеркивания важности ката в некоторых старых традиционных боевых школах. В этих школах, основные принципы и существенные элементы стиля были настолько утрачены, что все их ката содержат только элемент Омоте и не более того. Также неверная оценка практики ката происходит в связи с приоритетной ее «привязкой» к мокуроку (mokuroku - техническая программа школы), когда ката превращаются в инструмент «добычи» очередного пояса, что неизбежно превращает ката в упрощенный танец, в котором элемент Ура и возможности, связанные с ката, игнорируются. В таких школах традиции мертвы, они походят на «скелеты, пытающиеся изобразить из себя полноценное тело человека».

29. Уровень Ри – Универсальный принцип

Ри трудно объяснить словами, поскольку это не достигается, а постигается. Это состояние, которое происходит само по себе после того, как достигнуты уровни Сю и Ха. С этого момента, мастерство в ката достигает такого уровня, что внешняя его форма перестает иметь значение. Прогресс в ката, подобен восхождению на вершину по теневой стороне горы, при достижении вершины которой, вспыхивает «солнце» необозримого постижения истины. Истины, которая является «универсальным ключом» к постижению всего, в том числе и достижения технического совершенства. Человек, достигший такого состояния, способен на интуитивное выражение техники, которая является столь же эффективной, как будто она разучена в ката. В старину говорили: «Любое намерение мастера опасно, даже, если он при этом и не пошевелит и пальцем». Техника мастера не тормозится процессами осознавания ситуации, поэтому скорость его техники равна мысли. При этом мысль его мгновенна, так как он познал истину.

Человек, постигший Ри, становится созерцателем жизни, ему все подконтрольно, он способен влиять на все происходящее в его жизни. Его наблюдение становится собственным выражением действительности. Людей поражают его кажущиеся им сверхъестественными возможности, способность распознать опасность до того, как она реально возникла. В состоянии Ри, задержки времени между процессом наблюдения и осознавания практически нет. Это – Ки (Ki - жизненная энергия). Это – Му-Син (Mu-Shin; Shin - сердце). Это – Дзи (Ji - формальная техника). Все - одновременно. Через правильную практику Дзэн и Бу-До, каждый учится смешивать Ри (букв. - вдохновение, воодушевление, побуждение, воздействие) с Дзи, а также Син с Ки. Где - Ри – это то, что позволяет технике естественно течь в ответ на развитие события, а Дзи – это надлежащее понимание техники. Леггерт описывает отношения между Син и Ки как: «Син - это психологическое, а Ки - это физическое (например, сила). Чтобы должным образом выполнять Дзи, Ри должен сопровождать его. Ри дает жизнь Дзи. Ри может быть легко перепутан с заученными в ходе повторов движениями или с механической реакцией. Это - фактически противоположность. Когда Дзи связан с Ри, то все действия – это интуитивные реакции на ситуацию. Дзи соответствует Ки, а Ки соответствует Син; то есть если не желают всем Сердцем, то Ки также будет не желать этого, а если что-то делается от всего Сердца, то Ки также гармонично участвует в этом, тогда техника будет естественной.».

Все это проявление самого высокого уровня боевого мастерства, что мастера также называют – Ва (Wa). (Вa – букв. – гармония, сущность, истина, законы природы), Понятие Ва входит в 4 основные категории японской философии и эстетики: Ва-Кей-Сей-Дзяку - гармония, уважение, чистота, тишина.

30. Проблемы в достижении уровня Ри

Уровень технического исполнения, связанного с Ри, в реальности, к сожалению, для достижения большинством учеников невозможен, для этого нужно иметь особые способности. Однако, это не означает, что люди, не способные достичь этого уровня технического совершенства, не могут стать превосходными сенсеями, способными привести учеников к вершинам мастерства, даже при том, что сами не способны постичь интуитивного уровня исполнения, которым является Ри. Некоторые люди утверждают, что проблемы неспособности не существует. Однако, реалии жизни показывают, что не каждый ученик обладает врожденным талантом достижения мастерства. Этот закон природы распространяется не только на боевые искусства, он существует вообще. Все мы с рождения имеем определенные таланты и способности, которые обусловлены уникальностью каждого человека. Отрицание этого факта, означает и не признание нашей уникальности.


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.