Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

15. Дай-Ниппон-Бутоку-Кай

В 794 году, во времена правления императора Канму (Kanmu), во славу воинского искусства, а также с целью поощрения воинов и развития их мастерства в Киото, недалеко от великой святыни, храма Хейян (Heian, около 781 года) был построен Зал воинской славы – Бутоку-Ден (Butoku-Den). С 5 мая 818 года, в соответствии с указом императора Сага (Saga), в честь покровительства императора благородным воинским традициям, в Бутоку-Ден стала проводиться церемония Ябусаме (Yabusame (или Кися) - Конная стрельба из лука). С тех пор, более 9 столетий, Бутоку-Ден является центром всех боевых искусств Японии, и неразрывно связан с самурайскими традициями.


Илл. 36 - Самураи (литография, 1856)
Их называли буси (bushi – воин), а их сословие - самураи, аристократический класс, служащий благородным целям. Во времена феодальной Японии, с конца 14-ого столетия и до начала 19-ого столетия, они развивали сложные боевые формы наряду с оружием, доспехами и различными инструментами войны. Разнообразные Рю-Ха-Бу-Дзюцу (Ryu-Ha-Bu-Jutsu – школы боевых ремесел) практиковали уникальные боевые методы, стратегии, теории и техники. Самураи, как главенствующее сословие, исходя из своего профессионального и пожизненного долга, были обязаны посвящать свою жизнь изучению боевых дисциплин и методов войны.

Разнообразные системы Хейхо (Heiho – военная стратегия) были выработаны в течение великого периода войн Сенгоку-Дзидай (Sengoku-Jidai – период гражданской войны), начиная с 15-ого и до начала 17-ого века. В решающем сражении при Секигахара (Sekigahara, 12 октября 1600), кланы Токугава (Tokugawa Ieyasu, 1543-1616) разгромили войска кланов Тойотоми (Toyotomi Hideyoshi, 1536-1598), установили форму правления Сёгунат (Shogunate) и провозгласили в Эдо (Edo - современный Токио) власть правительства военных Бакуфу (Bakufu). В течение последовавших 200 мирных лет правления Бакуфу, сословие самураев сохраняло традиционные ценности воинских дисциплин. Самураи являлись не только представителями социальной элиты, владевшей военными навыками, но также, неуклонно следуя Буси-До, были моральным примером для других людей. Буси-До устанавливал требования определенного поведения и образа жизни, основанного на достоинстве, чести, лояльности, храбрости, обязанности, сыновнего благочестия, жертвы, целостности, дисциплины, сострадания, искренности и боевого духа. С периода Токугава и до середины 1800-ых годов, появились множество разнообразных школ боевых искусств. В 1867 произошла реставрация императорской власти - Мейдзи, когда Токугава Кейки (Tokugawa (Yoshinobu) Keiki, 1837-1913), последний Сёгун, отказался от своей власти в пользу императора. С этого момента Япония начала проводить новые национальные идеи - догнать Запад и занять достойный уровень военного и политического представительства в международном сообществе. В этом процессе, традиционная военная культура и ее философские принципы стали важным инструментом национальной идеологии.

В 1895, видные представители воинской элиты организовали при Министерстве просвещения и с одобрения императора Мейдзи, в Киото, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай (Dai-Nippon-Butoku-Kai – Всеяпонская ассоциация воинской славы), с целью укрепления, распространения и стандартизации боевых дисциплин и систем. Эта Ассоциация стала первым официальным учреждением боевых искусств Японии. Генерал имперской армии, принц Куниёси Кунино Мийя (Kuniyoshi Kunino Miya) стал первым главным ее председателем. С тех пор Дай-Ниппон-Бутоку-Кай является главным центром обучения, исследования, лицензирования и аттестации боевых искусств.


Илл. 37 – Справа сидит ученик в форме Сенмон-Гако (Бузен)
В 1899, как центр исторической славы традиций боевых искусств, был восстановлен Бутоку-Ден. В 1911, при Бутоку-Ден была утверждена Бу-Дзюцу-Сенмон-Гако (Бузен) (Bu-Jutsu-Senmon-Gako (Busen) - Профессиональная школа боевых искусств), в задачи которой входят аккредитация, аттестация и профессиональное обучение боевым искусствам по всей Японии.

В 1930, национальный департамент статистики, опубликовал данные о более, чем 2,5 миллионах обладателей черных поясов и более 215,000 ведущих мастеров в 8 главных зарегистрированных воинских искусствах. В 1946, после Тихоокеанской войны, высшее командование союзников издало безапелляционную директиву о запрещении в Японии всех организаций, связанных с вооруженными силами. Дай-Ниппон-Бутоку-Кай прекратил свое существование. После мирного договора, подписанного в 1952 в Сан-Франциско, Япония восстановила свой суверенитет. В 1953, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай был восстановлен с новым уставом и новым философским подходом. Этому процессу способствовал последний вице-председатель Дай-Ниппон-Бутоку-Кай ханси Кумао Оно (Kumao Ohno). Дзиго Хигаси Фусими (Jigo Higashi Fushimi), главный священник киотского храма Сёренин (Shorenin), двоюродный брат императора Хирохито был избран председателем нового Дай-Ниппон-Бутоку-Кай. Новый философский подход подразумевал восстановление исторического наследия, сохранения классических традиций боевых искусств и содействия обучения им.


Илл. 38 – ученики отделения Кен-До в Дай-Ниппон-Бутоку-Кай (13 сентября, 1936)
С начала эпохи Сё-Ва, ежегодно, 29 апреля, в день рождения императора Хирохито, в Бутоку-Ден проводится Бутоку-Сай (Butoku-Sai) - Фестиваль боевых искусств, в котором участвуют сотни членов Дай-Ниппон-Бутоку-Кай.

В 1965, мастер Тёссин Хамада (Tesshin Hamada) перенес традиции Дай-Ниппон-Бутоку-Кай в США. В 1972, по инициативе вице-президента совета директоров и правления Хонбу (Honbu) ханси Кумао Оно (Kumao Ono), было открыто первое официальное иностранное представительство Дай-Ниппон-Бутоку-Кай на восточном побережье США, в городе Норфолк (Вирджиния), которое возглавил сам Кумао Оно. В 1992, Хонбу предоставило право курирования всех международных представительств Дай-Ниппон-Бутоку-Кай мастеру Тёссин Хамада, который с тех пор осуществляет наблюдение за всеми международными членами. В 1992, был проведен первый американский фестиваль Бутоку-Сай в городе Норфолк, в котором демонстрировали свое мастерство 20 ханси и ведущих мастеров боевых искусств из Хонбу. В 1994, был проведен первый европейский семинар в Лондоне. В 1998, в том же городе Норфолк состоялся мировой Бутоку-Сай, в котором участвовало более 250 представителей из 12 стран. Делегацию Хонбу возглавляли Фуку Сосай (Fuku Sosai) и Дзиго Хигаси Фусими, в которой было 22 элитных члена из Дай-Ниппон-Бутоку-Кай. Участники фестиваля демонстрировали свое мастерство в следующих дисциплинах: Кен-До, Дзю-Дзюцу, Нагината-Дзюцу, Дзо-Дзюцу, Иай-До, Со-Дзюцу, Айки-До, Каратэ-До, а также в различных стилях Кобу-До. Были соблюдены все церемониальные процедуры Бутоку-Сай, как приличествование традиций и чести главного общества.

27-30 апреля 2002, в Бутоку-Ден состоялся второй мировой Бутоку-Сай, посвященный исторической дате, 50-летию восстановления суверенитета Японии, в котором участвовало 650 юданса (обладатели черных поясов) – ведущих мастеров из 217 зарегистрированных в Дай-Ниппон-Бутоку-Кай школ и направлений из 15 стран. Фестиваль проходил под председательством Фуку Сосай и ханси Адати (Adachi), с участием членов правления Дай-Ниппон-Бутоку-Кай и сотнями членов оргкомитета. Фестиваль состоялся при поддержке губернатора префектуры Киото, мэра Киото и газеты Киото. Этот Фестиваль считается на сегодняшний день лучшей демонстрацией традиционных боевых искусств за всю мировую и японскую историю боевых искусств.

В 1935, мастер Мияги и Кониси содействовали введению Каратэ в Дай-Ниппон-Бутоку-Кай. Когда Кониси продемонстрировал ката Каратэ, председатель Бутоку-Кай Фузатаро Хонго (Fusataro Hongo), оценил мастерство движений Кониси, сочетающих мягкость и жесткость, и предложил ему продолжить исследования этого искусства, чтобы выработать его стандарты. Мастер Кониси уже являлся членом отделения Кен-До и Дзю-Дзюцу, поэтому обратился к Дай-Ниппон-Бутоку-Кай с предложением о включении в него Каратэ-До. Однако, до 1934, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продолжал регистрировать школы и присуждать ранги только в Дзю-Дзюцу, Кен-До, Дзю-До и Кю-До.

16. Признание

В 1935, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай наконец принял Каратэ-До в свои члены. С 1938, Каратэ-До включили в участие в фестиваль различных видов боевых искусств Бутоку-Сай, проводимых Дай-Ниппон-Бутоку-Кай в Киото.

В 1938, за усилия в распространении Каратэ в Японии, а также за высокий уровень мастерства, Кониси был назначен председателем комитета Дай-Ниппон-Бутоку-Кай, который рассматривал заявления о лицензировании стилей в Каратэ-До, а также комитета по сертификации мастеров и преподавателей различных боевых искусств.


Илл. 39 – Мастера Бутоку-Кай (1938) первый ряд, слева направо – Тацуо Ямада (Tatsuo Yamada), Хиронори Оцука, Ясухиро Кониси, Санносуке Уэсима; второй ряд, 4-ый слева – Гоген Ямагути)
Среди первых были: кёси (kyoshi) - Ясухиро Кониси – Синдо-Дзинен-Рю (Shindo-Jinen-Ryu), Тёдзун Мияги – Годзю-Рю (Годзю-Рю) и Санносуке Уэсима - Кюсин-Рю (Sannosuke Ueshima, Kushin-Ryu); ренси (renshi) - Тосиюки Симидзу (Toshiyuki Shimizu), Кенва Мабуни – Сито-Рю (Kenwa Mabuni, Сито-Рю), Масахиро (Синъё) Касуя (Masahiro (Shinyo) Kasuya), Хиронори Оцука – Вадо-Рю (Hironori Ohtsuka, Вадо-Рю), Такехико Это (Takehiko Eto), Гитин и Гико Фунакоси (Сёто-Кан), Тосиясу Нийдзато (Toshiyasu Niizato), Кадзуя Нодзава (Kazuya Nozawa), Тоюсаку Содеяма (Toyosaku Sodeyama), Такеси Симода (Сёто-Кан), Масадзи Кусихихаси (Masaji Kushihashi), Нуйносуке Ямамото (Nuinosuke Yamamoto), Торакити Инагаки (Torakichi Inagaki), Кадзуо Миура (Kazuo Miura), Котаро Намики (Kotaro Namiki), Дзицуро Уэно (Jitsuro Ueno), Судзиро Кихара (Shujiro Kihara), Канемори Киндзуо (Kanemori Kinjyo), Рюсуке Каварабуки (Ryusuke Kawarabuki), Тёсин Нагамине (Мацубаяси-Сёрин-Рю, Matsubayashi-Shorin-Ryu), Сейко Хига – Годзю-Рю (Seiko Higa, Годзю-Рю), Санеми Ямагути (Sanemi Yamaguchi).

После регистрации Каратэ-До, по рекомендации мастеров Морихей Уэсиба и Дандзё Ямагути (Danjyo Yamaguchi), главные мастера Каратэ начали давать названия своим стилям.


Обсудить публикацию на Форуме

17. До-дзё Сёто-Кан

Мастер Фунакоси продолжал свое преподавание до конца 1930-ых, несмотря на то, что к тому времени им уже было подготовлено несколько семпаев (старших учеников), которые руководили университетскими и прочими клубами. Фактически, только ученики 1930-ых годов имели прямой опыт обучения у мастера Фунакоси; его обучение после войны было только номинальным. Г-н Тосио Камата (Ватанабе) (Toshio Kamata (Watanabe), изучавший Каратэ у мастера Фунакоси в течение 30-ых годов, рассказывал: «Когда я начал учиться у сенсея Фунакоси, ему уже было за 70. Поэтому, он не мог уже делать стремительных движений при демонстрации техники, но он был в состоянии выразить то, что требовалось. Мы могли ясно понимать, что мастер показывал.».


Илл. 40 - до-дзё Сёто-Кан
Летом 1935, началось строительство до-дзё Сёто-Кан. Деньги собирали по всей стране. 29 января 1936, мастер Фунакоси торжественно открыл до-дзё. Сёто-Кан располагался в токийском районе Дзосигайя (Zoshigaya) около станции метро Мейдзиро (Mejiro), улица Тосима-Ку (Toshima-Ku). На воротах было написано «Сёто-Кан». «Сёто» - псевдоним Фунакоси, «Кан» - здание, дом, зал.

«Сёто» (букв. – шум, который издают сосновые иглы, когда сквозь них проходит ветер) поэтический псевдоним Фунакоси. В юности на Окинаве, он часто поднимался на гору Торао (Torao) около города Сюри, принадлежавшую барону Тёсуке Йаэ, на которой занимался и размышлял. Гора Торао по форме очень узкая и извилистая, покрытая густым сосновым лесом (японская криптомерия), она издали напоминает «хвост тигра». Отсюда ее и название – Тора-О (Тора – Тигр, О - хвост). В последние годы жизни, мастер Фунакоси часто вспоминал о времени, проведенном на Торао: «Меня всегда влекло завораживающее одиночество леса. При свете луны и мерцании звезд я любил бродить по Торао. В тихие ночи, сосны издавали легкий шелестящий шум от малейшего дуновения ветра. Я замирал и вслушивался в шорохи и звуки, и мне казалось, что я всем существом соприкасаюсь с великой тайной бытия. Чем больше я узнавал об искусстве Каратэ, тем больше проникался его духовной сущностью. Наслаждаться одиночеством, слушая шум ветра, вдыхая аромат хвои, по-моему, лучший путь к постижению гармонии жизни.».

«Голубые сосны медленно качаются под бризом.
От двери дома начинается путь к алтарю предков.
Отныне они ждут меня на острове,
Где сжатый кулак – это символ Мира.».
(Сёто)

За воротами шла дорожка к дверям до-дзё, слева от которой располагался ряд макивара, справа был дом мастера Фунакоси. Прежде, чем войти в до-дзё, семпаи требовали, чтобы ученики нанесли определенное количество ударов по макивара. Дом мастера Фунакоси украшал небольшой пруд, в котором ученикам разрешалось охлаждать руки. Из воспоминаний мастера Мицусуке Харада (Mitsusuke Harada, 1927-): «Техника мастера Фунакоси выглядела обманчиво мягкой. Старый учитель каждый день наносил по тысяче легких ударов по макивара каждой рукой, сопровождая их мягким звуком «хой» (hoi).».

Из книги "Каратэ-До-Ньюмон":
«Отработать удары руками и ногами, коленом и локтем помогает макивара. Упражнения с макивара – это одна из главных практик в Каратэ. Я советую начинающим удары делать не сразу изо всех сил, а усиливать их постепенно, пока рука или нога не окрепнет. Некоторые бьют сразу в полную силу – и ничего. А другие страдают даже от слабых ударов: рука опухает и кровоточит. Чтобы опухоль спала, нужно руку или ногу подержать в холодной воде. Пока ссадины не заживут, лучше не заниматься. Не обращайте внимание на тех, кто хвастает мозолями. Они не понимают Каратэ-До. Люди занимаются Каратэ-До, чтобы укрепить свой дух и здоровье. Для этого не нужны мозоли. И они настоящие каратэки, хотя за всю свою жизнь, быть может, не сделали ни одного сокрушительного удара.».


Илл. 41 – Мастер Гико Фунакоси
В ряду макивара около до-дзё Сёто-Кан, была одна, особенно гибкая, предназначенная только для Гико. Есть история о том, как Гико разбил несколько макивара в зале клуба Васеда, где они были довольно жесткими. По рассказам учеников, на следующий день, он заявил: «Человеческое тело достаточно гибко, поэтому макивара не должны быть жесткими.».

Площадь до-дзё равнялась примерно 99 квадратным метрам. С левой стороны от двери, у дальней стены, находилось отделение Ро-Сенсей (Старый учитель - Гитин Фунакоси), немного приподнятое над уровнем пола и отделявшееся от зала фусуми, из которого он наблюдал за занятиями. Рядом с помещением Старого учителя располагалось отделение для гостей, которые приходили понаблюдать за практикой. С правой стороны от двери располагалось отделение для переодевания и хранения одежды.


Илл. 42 – Открытие Сёто-Кан
В Сёто-Кан было две группы - одна из занималась днем со Старым учителем, другая - с Вака-Сенсей (Молодой учитель - Гико). Занятия в группах сильно различались. Группа Старого учителя занималась по традиционной методике, а группа Гико занималась по модернизированной, разработанной Гико. Днем Гико работал техником-рентгенологом в Момбусо-Тайику-Идзи-Соудан-Сицу (Mombusho- Taiiku-Iji-Soudan-Shitsu). Ходила легенда, что он, пользуясь возможностями своей работы, посещал патолого-анатомическую лабораторию, чтобы на мертвых изучать эффективность своих ударов.

При сравнении фотографий Гитин с Гико, сразу видны различия. Одна из главных особенностей Старого учителя была в Сидзэн-Тай (Shizen-Tai – стойки, присущие человеку в обычной жизни), что соответствовало принципу «Каратэ-ни-Каме-Наси» (Karate-ni-Kame-Nashi) – в Каратэ нет особых стоек. Как говорят, старший брат Гико, Гией также считал, что «Принцип удара Каратэ состоит в его эффективном нанесении из позиции Сидзэн-Тай в любую сторону и точку приложения». Стойки Гико были шире и глубже, удары ногами были более энергичные, атакующие действия более жесткие, а камаэ (положение тела) имело большую ориентированность на защиту, чем на атаку. В общем, стиль Гико выражался, как яркое чувство боевого духа, которое примерно соответствует тому, что существует в современном Сёто-Кан. Стиль обучения Старого и Молодого мастера также весьма отличались. Старый мастер преподавал неторопливо, в очень мягкой разговорной манере, был очень внимателен к ученикам, терпеливо объяснял и показывал. Гико, был энергичный преподаватель, который предпочитал стиль – «Делай, как я!», а умел он многое, за что его очень уважали ученики.

Когда для регистрации школы в Дай-Нипон-Бутоку-Кай потребовалось название, ученики мастера Фунакоси назвали свой стиль именем до-дзё – Сёто-Кан, но Старый учитель был категорически против этого. Каратэ-До-Ньюмон: «Я слышал, что мои коллеги называют Каратэ-До стилем Сёто-Кан, я полностью отрицаю попытку подобной классификации…».

В марте 1969, вместо сгоревшего, было вновь открыто (арендовано помещение) до-дзё Сёто-Кан, которое располагалось в токийском районе Дзинбо-Сё (Jinbo-Cho), улица Тиёда-Ку (Chiyoda-Ku). В январе 1976, построено новое до-дзё Сёто-Кан в районе Сибаура (Shibaura), улица Минато-Ку (Minato-Ku). В сентября до-дзё Сёто-Кан в районе Сибаура было закрыто и арендовано помещение второго этажа (1-4-2) в здании «Касиваги» (Kashiwagi). 1 августа 2003, открыт новый до-дзё Сёто-Кан в здании «Кикукава» (Kikukawa) на улице Сумида-Ку (Sumida-Ku) (контактные данные: Zip 130-0024, 2-1-7 Kikukawa-Sumida-Ku Tokyo.Tel & Fax 03-3635-8166).


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.