Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

12. Введение Каратэ в Бу-До

Окинавское Каратэ стало распространяться в Японии, имевшей традицию боевых искусств, которая была намного глубже и древней, чем окинавская. Под влиянием японских идей Бу-До, диапазон искусства Каратэ начал расширяться. Это влияние, вызвало модификации и изменения в основах Каратэ, и к середине 1930-ых некоторые из старых окинавских мастеров стали поговаривать, что Каратэ, в его исконном виде, больше не существует.

Повсеместно демонстрировалось разбивание черепицы или кирпичей, но фундаментальные принципы и методы достижения этого были не определены. В том виде То-Тэ, как оно появилось в Японии, обычно выполнялось одним человеком и не имело вариантов парной работы как, например, в Кен-До или Дзю-До. Стандарты То-Тэ полностью отсутствовали. Не хватало точной теории, которая могла убедительно ответить на все вопросы, возникающие в ходе практики. Обучение, в основном, состояло из отработки ката. Было ясно, что без методик, То-Тэ в Японии признают не скоро. Необходимо было развить его до уровня, которого достигли Кен-До и Дзю-До. Только несколько человек, кроме мастеров Оцука, Кониси, Фунакоси и Такеси Симода (Takeshi Shimoda, 1901-1934) понимали важность этой задачи. Например, мастер Мабуни, который посвятил всю свою жизнь исследованию Каратэ-До.

В то время, среди мастеров боевых искусств шла дискуссия о концепции Бу-До. Некоторые считали, что Бу-До должно соответствовать старому принципу – Путь убийства врага, а другие новому – Путь самосовершенства через врага. Фунакоси и Кониси видели концепцию Бу-До, как Бу-Бун-Рю-До (Bu-Bun-Ryo-Do), что примерно переводится - «Чтобы стать совершенным в боевом искусстве, одной техники недостаточно, необходимо обретение мудрости». Техника развивает тело, обучение развивает ум, таким образом Бу-До – это самосовершенствование с помощью врага. Если вы ведете нравственный образ жизни, то вы следуете божественным путем, и если считаете, что Каратэ-До – это ваш единственный Путь в жизни, то вы должны укреплять свое тело, расширять свои знания и опыт, следовать твердым принципам.

Для вступившего на Путь
И владеющего подлинным «Я»,
Откроются все тайны мира.
Даже среди грубых и злых
Он будет, как лотос,
Распустившийся в мутном потоке –
Несмотря на окружающую его грязь,
Он останется незапятнанным…
(Дао)

Из книги Г.Фунакоси Каратэ-До-Ньюмон: «Меня часто спрашивают, зависит ли уровень мастерства от количества разбиваемых досок или кирпичей? Нет, конечно, это смогут многие физически сильные люди. Обычная физическая сила не имеет ничего общего с мастерством. Кто хвастает количеством разбитых досок и заявляет, что способен разорвать противника в клочья, очень далек от понимания сути Каратэ-До.».

Первым из мастеров боевых искусств, кто начал применять понятие «До» в противоположность прежнему Дзюцу (ремесло) был мастер Дзигоро Кано. Различие между Дзюцу и Бу-До состоит в целях. Дзюцу – это прикладное действие, внешний эффект, Бу-До - это внутреннее самосовершенствование.

С 1935, мастер Фунакоси начал применять «До». Понятие «До» (букв. - путь, дорога, тропа, область), соответствует китайскому Дао (Тао) и связано с даосским философом Лао-Цзы, автором знаменитой работы Дао-Дэ-Цзын (Tao-Te-Ching, 6 век до н.э.). В ней было 5 тысяч иероглифов, записанных на бамбуковых планках, поэтому она занимала три телеги. По своему влиянию на философскую мысль Востока, а позднее и Запада, она оказала огромное влияние. На основе только одного этого трактата возникла одна из трех главных философских систем Китая, занявшая, вне всякой пропорции к размеру трактата, свое место, рядом с пришедшим из Индии буддизмом и китайским конфуцианством. Дао означает жизненный путь, посвященный самосовершенствованию. Когда мастер Фунакоси знакомил Японию с Каратэ-До, он ставил целью не только популяризацию этого искусства. Называя Каратэ искусством, он требовал исходить из духовных и философских аспектов в практике Каратэ. С введением «До», Каратэ было преобразовано в вид искусства, образ жизни, в Путь к самопознанию. «Искусство» означает творчество, умение создавать или выполнять вещи, которые имеют определенную форму и эстетику. Мастерство в искусстве связано с внутренним состоянием человека. Это состояние приводит к неискаженному восприятию действительности, способности видеть сущность вещей, то есть законов природы.

Искать старое, значит познать новое.
Это – дело только времени.
Человек должен учиться понимать законы природы.
Но какой из путей самый прямой и правильный?
(Каратэ-До-Кёхан)

Мастер Фунакоси, как человек До, был равнодушен к победам на соревнованиях или к достижению каких-либо рекордов. Он ценил только самосовершенствование. Как-то ученики спросили его: «Чем человек До отличается от обычного человека?». Он ответил: «Очень просто. Когда обычный человек получает первый дан, он не может удержаться, чтобы не рассказать об этом всем своим родным и знакомым. Когда он получает второй дан, то он залезает на крышу и орет об этом так, чтобы слышали все соседи. Когда он получает третий дан, то садится в автомобиль и носится во всему городу, и чтобы все слышали, нажимая на клаксон, кричит о том, что он получил третий дан. Когда человек До получает свой первый дан, он склоняет голову в благодарности. Когда он получает второй дан, он склоняет голову и плечи. А после получения третьего дана, он склоняется по пояс и ведет себя так, чтобы люди не видели и не слышали его.».

Мудрость – в понимании других,
Понимание себя – лишь озарение.
Тот, кто побеждает других – силён,
Но победивший себя – могуч.
(Дао)

В «До», мастерство в физических навыках, менее значимо, чем совершенствование духа. Но они в определенной мере необходимы. Достижение мастерства в физических навыках является «транспортным» средством, которое обеспечивает движение по Пути к главной цели. Таким образом, физическая практика, это лишь «инструмент» для изменения внутреннего состояния человека.

13. Бу-До и Бу-Дзюцу

Понятие Бу-До в Японии означает «Боевые искусства». Термин, означающий буквально «Путь воина,» применяется ко всему, что связано с боевыми искусствами, независимо от того, получили ли они свое развитие от классического воинского сословия или от какого-либо человека. Термин, который используется более ограничено и структурировано это то, что японцы называют Гендай (Gendai) Бу-До или современное Бу-До. Гендай Бу-До исходит из Бу-До, которое получило свое окончательное оформление после реставрации Мейдзи, то есть от формы Бу-До, которая установилась более одного или, самое большее, трех поколений назад. Это означает, что системы боевых искусств, которые получили свое развитие до 1868 года, относятся к Бу-Дзюцу (боевые методы или искусства).

Но понятие Бу-Дзюцу не так однозначно, по крайней мере, в Японии. Некоторые учителя Бу-Дзюцу предпочитают называть свои искусства «Бу-До», ради удобства или по некоторым иным причинам. Боевые искусства Бу-До предполагают наличие духовных аспектов и, следовательно, медитативных техник, поскольку «До», происходит от китайского понятия Дао - «Путь». Практика «Пути воина» означает важность духовного аспекта (Бу) как одного из методов умственного и физического обучения боевому искусству.

Другие термины, применяемые к Бу-До и Бу-Дзюцу, более конкретны - это Гендай Бу-До и Ко-Рю Бу-До/Бу-Дзюцу. Как говорилось выше, Гендай Бу-До, означает «современные» боевые искусства, и используется обычно для широкой публики, для определения понятия, как в «настоящее» (gendai) время, а Ко-Рю для «старых» школ боевых искусств, созданных до 1868 года. Например, к Гендай Бу-До относятся: Каратэ-До, Кэн-До, Иай-До (например, Seitei-Iai), Дзю-До (Kodo-Kan), Айки-До (например, Aiki-Kai, Yoshin-Kan, Tomiki-Ryu), Сёрин-Дзи-Кенпо, Дзюкен-До (Juken-Do – Искусство штыка), Дзё-До (Jo-Do – Искусство короткого шеста), Нагината-До (Naginata-Do – Искусство алебарды), Кю-До (Kyu-Do – Искусство лука).


Обсудить публикацию на Форуме

14. Бу-До и Бу-Дзюцу

Рю-Ха (школы) формировались исторически. Понятие Рю-Ха относится не только к боевым искусства. Все, что связано с понятием искусства, соотносилось с понятием – До (Путь). Например, Рю-Ха икебана, дзёрури, оригами, кабуки, ноо, танка, живописи, скульптуры, каллиграфии, соколиной охоты и т.д. Рю-Ха формировались по двум принципам: семейного типа (сей) или профессионального типа (дай). В семейных школах-сей искусство передавалось из поколения в поколение в рамках одной семьи. Школы-дай действовали, как профессиональные гильдии. В боевых искусствах школы-дай обычно формировались при самурайских кланах.

Руководитель Рю-Ха назывался Иэмото (букв. - глава дома). Поскольку в древнем Китае и Японии долг ученика перед учителем считался «выше гор и глубже морей», авторитет иэмото был непререкаем. Иэмото определял лучших учеников (сихан), принимал экзамены и выдавал лицензии на преподавание (менкё). Иерархическая система в школах боевых искусскуств, в основном, копирует структуру отношений в самурайских кланах. Новшества и нововведения в подобных условиях были почти невозможны, поэтому школы Бу-Дзюцу сохранили все свои традиционные особенности до наших дней. «Родители дали мне жизнь, учитель сделал меня человеком», - гласит одна из самурайских заповедей. Верность господину и беспрекословное подчинение наставнику в школах Бу-Дзюцу являются основой системы обучения. «Когда личность, а не разум, сердце, а не рассудок избираются учителем в качестве целей в жизни, все занятия обретают священный характер», - писал Нитобэ Инадзо в книге «Буси-До. Душа Японии».

К обучению в Рю-Ха боевых искусств самураев готовили с детства в суровых условиях. Мальчишки круглый год бегали в легком кимоно, с непокрытой головой и босиком или в дзори (соломенные сандалии). Таби (носки) выдавались только в особо торжественных случаях. Отопление, представлявшее собой небольшой камин в полу, было редкостью даже в замках.

В школах-дай прием осуществлялся только по авторитетной рекомендации. Поступающий должен был представить доказательство своего благородного самурайского происхождения (букэ) или придворной знати (кугэ). Затем оговаривались условия и оплата занятий. Если беседа заканчивалась обоюдным согласием, то вновь принятый ученик расписывался или ставил свою фамильную печать под уставом школы. Правила устава школы, основывались на положениях Буси-До, акцентируя внимание на уважении к сенсею и к старшим ученикам. Требование сохранения секретов школы в любом уставе было одним из главных. Нарушение каралось смертью.

В школах Бу-Дзюцу, за редким исключением, не существовало специальной униформы. Поскольку полученные навыки должны были применяться в реальной жизни, самураи приходили на занятия в обычной одежде. Обычно это были хаори (куртка с широкими рукавами) и хакама (широкие штаны). Непременными аттрибутами были пояс и хатимаки (головная повязка). Занимались без обуви, хотя в иное время, самураи носили дзори или гэта (сандалии с деревянной подошвой).

Традиции школы оттачивались из поколения в поколение, достигая предельного блеска и совершенства. Методика преподавания в Рю-Ха Бу-Дзюцу была аналогична китайской. Первый этап (Сю) - постановка базовой техники, основ правильных движений: блоков, ударов, стоек, переходов, маневрирования. Второй этап (Ха) - разучивание комбинаций (рэндзоку-вадза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском. Третий этап (Ри) - изучение ката. На этой стадии предполагался активный духовный рост, способствовавший достижению совершенства. Перед учеником открывались широкие просторы свободного варьирования сочетаний и приемов и оттачивания мастерства.

Прошедший обучение обычно получал менкё (сертификат) в виде свитка с печатью учителя. Но на этом связь со школой не прерывалась, так как считалось, что долг перед наставником оплатить в земной жизни невозможно. Иногда прославленные мастера получали назначение на официальную должность придворного или кланового наставника фехтования, стрельбы из лука и т.п. Естественно, вассальный долг обязывал виртуоза не за страх, а за совесть обучать молодых самураев, что он и делал, не посвящая, впрочем, своих подопечных в мицуден (секреты школы).

К Рю-Ха Ко-Рю Бу-Дзюцу относятся: Кэн-Дзюцу, Иай-Дзюцу, Дзю-Дзюцу (например, Tori-Te, Tori-De, Tai-Jutsu, Ha-De, Haku-De, Kumi-Uchi, и т.д.), Бо-Дзюцу, Дзё-Дзюцу, Кю-Дзюцу, Ба-Дзюцу (Ba-Jutsu – Искусство верховой езды), Суйэй-Дзюцу (Suiei-Jutsu - Искусство плавания в полной экипировке и с конем), Ходзё-Дзюцу (Hojo-Jutsu – Искусство захвата и связывания противника), Сюрикен-Дзюцу (Shuriken-Jutsu - Искусство метания различных заточенных металлических предметов), Хейхо-Дзюцу (Heiho-Jutsu - Искусство стратегии), Синоби-но-Вадза (Shinobi-no-Waza – Техники тайных действий), Тоате-Дзюцу (Toate-Jutsu – Искусство поражения противника без контакта), Тикудзё-Дзюцу (Chikujo-Jutsu - Искусство фортификации), Киай-Дзюцу (Kiai-Jutsu – Искусство голоса), Когусоку-Дзюцу (Kogusoku-Jutsu - Искусство короткого меча), Кекиган-Дзюцу (Gekikan-Jutsu – Искусство кистеня), Кусари-Дзюцу (Kusari-Jutsu – Искусство цепи), Кусаригама-Дзюцу (Kusarigama-Jutsu - Искусство серпа с цепью), Тецубо-Дзюцу (Tetsubo-Jutsu – Искусство булавы), Со-Дзюцу (So-Jutsu - Искусство копья), Содегарами-Дзюцу (Sodegarami-Jutsu - Искусство крючьев), Нагината-Дзюцу, Сасумата-Дзюцу (Sasumata-Jutsu – Искусство вил), Фукибари-Дзюцу (Fukibari-Jutsu – Искусство сарбокан), Фукумибари-Дзюцу (Fukumibari-Jutsu – Искусство выдувания отравленных игл изо рта), Тессен-Дзюцу (Tessen-Jutsu – Искусство боевого веера), Онмё-Дзюцу (Onmyo-Jutsu – Китайское искусство предсказывания событий), Дзюттэ-Дзюцу (Jutte-Jutsu – Искусство стилета), Тембун-Дзюцу (Tembun-Jutsu – Искусство предсказывания погоды), Хо-Дзюцу (Ho-Jutsu – Искусство огнестрельного оружия), Кама-Дзюцу (Kama-Jutsu – Искусство серпа), Танто-Дзюцу (Tanto-Jutsu – Искусство ножа), Дзингама-Дзюцу (Jingama-Jutsu – Искусство косы), Нитёгама-Дзюцу (Nityogama-Jutsu – Искусство парных серпов), Нороси-Дзюцу (Noroshi-Jutsu – Искусство подачи сигналов) и т.д.

Ко-Рю и несколько направлений Гендай Бу-До относятся к типу школ. Здесь понятие «школа» подразумевает «стиль». Каратэ-До, относящееся к боевым системам Гендай Бу-До, имеет множество стилей, которые выражаются в существенных различиях в ката и методах обучения.

Но некоторые формы Гендай Бу-До не относятся к типу школ. Например, Кэн-До, объединяющее людей, занимающихся спортом в виде фехтования на бамбуковых палках. В Кэн-До нет ни стилей, ни школ. Во всех клубах Кэн-До применяются общие правила для соревнований и ката. Примерно то же самое и в Дзю-До. И даже недавно образованные школы Дзю-Дзюцу, являются только разновидностями некоторых стилей Дзю-До, которые подчеркивают возможно более боевые аспекты Дзю-До в противовес спортивным. Айки-До начиналось как одна единственная форма боевого искусства, но далее оно стало развиваться по различным направлениям из-за различий в стилистических линиях, из-за столкновений индивидуальностей и т.д. Теперь Айки-До распалось на различные школы, относящиеся к Айки-Кай (или hombu – главное направление стиля Айки-До), к Йосин-Кан или к Томики-Рю.

Различия между школами Ко-Рю более четкие, чем между школами Гендай. Например, в Сито-Рю, практикуются такие же ката, как в Сето-кан, а некоторые школы Дзю-Дзюцу отличаются друг от друга только тем, что имеют различные названия.

С 1868 года количество школ Ко-Рю значительно уменьшилось вследствие процессов модернизации Японии и консолидации различных направлений, что выразилось в явном пренебрежении к развитию по типу школ. Но все же некоторые школы Ко-Рю сохранились до сих пор. Когда-то они исчислялись в тысячах, но теперь их насчитывается не более пары сотен. К Ко-Рю принадлежат следующие школы, сохранившиеся до наших дней:

  • Смешанные школы (то есть, в их основе разнообразные методы Бу-Дзюцу): Тенсин-Сёден-Катори-Синто-Рю (Tenshin-Shoden-Katori-Shinto-Ryu), Касима-Син-Рю (Kashima-Shin-Ryu), Касима-Синто-Рю (Kashima-Shinto-Ryu), Бокуден-Рю (Bokuden-Ryu), Таке-Ути-Рю (Take-Uchi-Ryu, Honke, Bunke и Bitchu-Den).
  • Дзю-Дзюцу: Дайто-Рю (Daito-Ryu), Араки-Рю (Araki-Ryu), Сейго-Рю (Seigo-Ryu), Тенсин-Синьо-Рю (Tenshin-Shinyo-Ryu), Сосуисицу-Рю (Sosuishitsu-Ryu), Такаги-Хонтай-Ёсин-Рю (Takagi-Hontai-Yoshin-Ryu), Кито-Рю (Kito-Ryu).
  • Иай-Дзюцу: Мусо-Дзикиден-Эйсин-Рю (Muso-Jikiden-Eishin-Ryu), Мусо-Синден-Рю (Muso-Shinden-Ryu), Хоки-Рю (Hoki-Ryu), Мугай-Рю (Mugai-Ryu), Секигути-Рю (Sekiguchi-Ryu), Хайясидзаки-Мусо-Рю (Hayashizaki-Muso-Ryu), Тамийя-Рю (Tamiya-Ryu), Хасегава-Эйсин-Рю (Hasegawa-Eishin-Ryu).
  • Кэн-Дзюцу: Ягю-Синкаге-Рю (Yagyu-Shinkage-Ryu), Оно-Ха-Итто-Рю (Ono-Ha-Itto-Ryu), Секигути-Ха-Итто-Рю (Sekiguchi-Ha-Itto-Ryu), Хакусин-Итто-Рю (Hokushin-Itto-Ryu), Хъохо-Нитен-Ити-Рю (Hyoho-Niten-Ichi-Ryu), Дзикисинкаге-Рю (Jikishinkage-Ryu), Манива-Нен-Рю (Maniwa-Nen-Ryu), Сидзэн-Рю (Shizen-Ryu), Кё-Хати-Рю (Kyo-Hachi-Ryu), Тамийя-Рю (Tamiya-Ryu), Дзиген-Рю (Jigen-Ryu), Каге-Но-Рю (Kage-No-Ryu).
  • Бо-Дзюцу и Дзё-Дзюцу: Тикубусима-Рю (Chikubushima-Ryu), Синто(Синдо)-Мусо-Рю (Shinto-(Shindo)-Muso-Ryu), Кукисин-Рю (Kukishin-Ryu), Имаэда-Рю (Imaeda-Ryu).
  • Сюрикен-Дзюцу: Сирай-Рю (Shirai-Ryu) и Негиси-Рю (Negishi-Ryu).
  • Со-Дзюцу: Овари-Кан-Рю (Owari-Kan-Ryu) и Ходзоин-Рю (Hozoin-Ryu).
  • Кю-Дзюцу: Огасавара-Рю (Ogasawara-Ryu, кроме того включает Искусство этикета и Ба-Дзюцу), Такеда-Рю (Takeda-Ryu) и Неки-Рю (Heki-Ryu).
  • Нагината-Дзюцу: Тендо-Рю (Tendo-Ryu) и Дзикисинкаге-Рю (Jikishinkage-Ryu).
  • Кусаригама-Дзюцу: Дзикиюисин-Рю (Jikiyuishin-Ryu).

Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее
© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.