Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

64. Война и Каратэ

В декабре 1941 года Япония напала на США в Перл-Харборе и за полгода оккупировала огромную территорию - от Индии на западе и до Новой Гвинеи на юге. Началась «Великая Тихоокеанская война».


Илл. 79 - Отправка на фронт
Многие были призваны в армию, а набор новых учеников был очень тяжел. Мастер Фунакоси вспоминал: «Помню, как часто в те дни, ко мне подходил то один, то несколько учеников: «Простите сенсей, мне нужно уйти. Меня призвали служить нашей стране и императору», - я слышал эту фразу почти каждый день. Ежедневно они напряженно практиковались в боях с еще невстреченным врагом, и считали, что были готовы... Мое сердце обливалось кровью, столько многообещающих молодых учеников погибло, так много, что я, увы - потерял им счет. Почти каждый день я получал извещение о чьей-то смерти, и тогда я приходил в опустевший до-дзё, и часами молился за их души, вспоминая дни, когда они занимались в этом зале.».

В декабре 1943 (18 год эпохи Сё-Ва), вышла шестая книга Гитин Фунакоси Каратэ-До-Ньюмон (Karate-Do-Nyumon - Введение в Каратэ-До).

Из интервью с мастером Харада: «Сколько же примерно было тогда учеников?». Он ответил, что точно ответить сложно, но немного, из-за постоянного призыва учеников на фронт. «Изменялись ли методы Каратэ под влиянием войны?» Он ответил, что искусство Каратэ было мало пригодно в условиях современной войны, но все же, сама атмосфера военного времени привела к большей серьезности процесса обучения Каратэ. Мастер Тайдзи Казе, учившийся в Сёто-Кан до и во время войны, вспоминал, что приоритет был сделан на интенсивной практике кумитэ, особенно – дзиу-иппон-кумитэ, с максимально жестким физическим контактом. Мастер Казе, человек, не склонный к преувеличениям, сказал об этом коротко: «Было очень тяжело». Мастер Тацуо Судзуки (Tatsuo Suzuki) пояснил, что достаточно мягкие довоенные методы обучения уступили дорогу более жестким, бои стали действительными боями, а не дзиу-кумитэ.

Мастер Харада рассказывал о деятельности Гико Фунакоси и Сигеру Эгами во время войны: «Военная школа Накано (Elite Intelligence School Nakano) готовила военных специалистов разведки. Обучение происходило в течение года и включало методы тайной работы, диверсионную и разведывательную деятельность и т.п. и, кроме всего прочего, методы безоружного боя, которые сначала преподавал мастер Айки-До Морихей Уэсиба. Но как ни был хорош мастер Уэсиба и его ученики, выяснилось, что Айки-До в реальных условиях «не работает», так как, в некотором смысле, Айки-До чересчур «технично» и в течение ограниченного года обучения научиться ему невозможно. Тогда военные в качестве альтернативы обратили внимание на Каратэ. Для этого они просмотрели различные школы, типа Годзю-Рю, Вадо-Рю и Сёто-Кан. Годзю-Рю, с его энергетическими практиками, основанными на ката Сантин, оказалось слишком сложным, Вадо-Рю – несколько «легковесным». Выбор пал на Сёто-Кан, который продемонстрировал Гико, поэтому ему предложили преподавать в школе Накано. Но, к сожалению, состояние его здоровья не позволяло самому вести занятия, поэтому их вели мастера Эгами и Окуяма.


Илл. 80 – Мастера Эгами и Харада
Мастер Эгами построил свой метод обучения на двух приемах: тёку-цуки (choku-zuki - прямой удар рукой) и маэ-гери (mae-geri – удар ногой вперед). На первой же тренировке, он предложил добровольцам атаковать его, и всех победил, таким образом подтвердив эффективность техники Каратэ новым ученикам. На занятиях травмы были частым явлением, например, удары ногами по голени наносились в ботинках. После войны, мастер Харада встречался с некоторыми учениками, учившимися в военной школе Накано у мастера Эгами. Они рассказывали, что иногда едва были в состоянии ходить из-за таких ударов в ботинках, но никакие травмы не были оправданием, чтобы пропускать занятия, а одевание протекторов было запрещено. Как бы ни тяжела была травма, к врачам было запрещено обращаться, так как существовало жесткое правило, что во время боевых действий рядом врача может не оказаться. Мастер Харада: «Мастер Эгами развил свой собственный стиль, отличавшийся от стилей других мастеров в том, что он был основан на одновременной контратаке всем весом тела, не уклоняясь и выбирая для удара момент наивысшей точки развития атаки (то есть удар, одновременный с ударом противника). Этот принцип отличается от другого – выбора момента после наивысшей точки атаки - при ее завершении или переходе в статическую фазу (то есть сначала блок, потом - удар). На все мои атаки он реагировал только – ой-цуки (oi-tsuki), гьяку-цуки (gyaku-tsuki) и мае-гери и все. Я такого никогда не видел у других мастеров.».


Илл. 81 - Мастер Тадао Окуяма
Мастер Тайдзи Казе в одном из своих интервью также рассказывал, что в работе школы Накано, принимал участие легендарный мастер Окуяма, личность которого навсегда осталась загадочной. Мастер Тадао Окуяма (Tadao Okuyama), так же как в свое время мастер Морихей Уэсиба, был связан с синтоиской сектой Омото-Кё. На несколько лет он изчез, уйдя в горы. После своего возвращения, Окуяма стал личным телохранителем главы секты Омото-Кё, и стал фактически не доступен.

В целом, Накано-Рю успешно достигла поставленных перед нею целей. Военные были довольны результатами обучения мастеров Гико и Эгами, авторитет которых весьма возрос.».

30 июня 1942, на Гавайях вышел полевой учебник профессора Генри Сейсиро (Henry Seishiro) и мастера Окадзаки (Okazaki) Дандзан-Рю-Дзю-Дзюцу (Danzan-Ryu-Ju-Jitsu) для армии США Самооборона без оружия для американских солдат ФМ 21-150 (Basic Field Manual. Unarmed Defense for the American Soldier, FM 21-150, издательство Военного департамента США).

В сентябре 1943, умер мастер Тёки Мотобу (1871-1943).

Примерно такая же история изложена в книге Каратэ-До (Karate-Do) мастера Вадо-Рю Такатоси Нисидзоно (Takatoshi Nishizono) (перевод Ян Макларен (Ian McLaren) и Н. Каразава (N. Karasawa) Soho Co., 1977). В 1941 году, мастер Нисидзоно изучал Каратэ в одном из токийских университетов. Он был настолько увлечен изучением Каратэ, что фактически, не задумывался об его методах. После окончания университета, он получил работу при Северо-китайской транспортной компании в Пекине; как он вспоминал – работа была обычная и скучная. В начале 1945, он был неожиданно вызван в главную контору своей фирмы, где ему сообщили, что он переведен на работу в специальное армейское подразделение Тайген (Taigen).

Мастер Нисидзоно вспоминал: «Когда я прибыл в расположение этого армейского подразделения, то сразу был представлен командующему и офицерам. Мне были разъяснены цели данного подразделения, которые было приказано сохранять в строжайшей тайне. Штаб-квартира 1-ой армейской группы Тайген располагалась в Северном Китае. Подразделение состояло из 250 отборных добровольцев, которые зарекомендовали себя в различных боях. Они носили военную форму со знаками «Цветущая вишня». На задания одевалась обычная китайская одежда, а действовали они, не имея при себе никакого оружия. Это была элитная часть, которая фигурировала в документах, как подразделение Сакура. Изучалось искусство верховой езды, техника шпионажа (Shinobi-no-Waza) и бой без оружия. Изучения боя с холодным оружием было не предусмотрено. Согласно задач Сакура, нужно было побеждать противника без оружия, вот почему выбрали именно Каратэ.

Я приступил к работе в день своего приезда. Нам выделили помещение, в котором я выстроил солдат без мундиров. Все они имели крепкое здоровье, прекрасное телосложение и зрение. Командир произнес краткую речь, вроде того, что: «Занятия должны быть такими же реальными, как бой! Так что, может быть, некоторые из вас могут быть на занятиях убиты!». Естественно, что такая речь произвела определенный эффект на солдат, несмотря на то, что это были уже проверенные в боях люди. Некоторые рассказывали впоследствии, что почувствовали себя нехорошо.

Невозможно научить 200 солдат так, чтобы они могли побеждать врага через 1 месяц, если вы используете традиционные методы школы. Я выбирал двух солдат, которые выглядели посильнее, и приказал им без оружия атаковать меня любым способом. Они имели далекое представление о Каратэ, поэтому я легко с ними справился; пары ударов ногой хватило, чтобы их раскидать. Но они были храбрыми и стойкими, поэтому поднялись и снова атаковали. Помня речь командира, я собирался нанести кин-текки (kin-tekki – удар по половым органам), но воздержался от крайности, и свалил их на пол с помощью сокуто (sokuto – невысокий, резкий удар ребром стопы). После этого, солдаты прониклись уважением к моим способностям и это несколько облегчило мою задачу.

Я выбрал достаточно простые приемы. Для атаки – цуки (удар кулаком), который наносился в основном в лицо, и удар ногой – кин-текки, для защиты – дзёдан-уке (jodan-uke, он же – аге-уке) и гедан-барай (gedan-barai). Мы отрабатывали эти приемы каждый день по множеству раз. Когда солдаты немного натренировались в технике, мы перешли к дзиу-хон-кумитэ (jiyu-hon-kumite - настоящий бой). Долгие, болезненные и безостановочные бои - это была тяжелая работа. Конечно, во время кумитэ я не мог контролировать все 200 человек, и знал, что когда я приближаюсь, они бились в полную силу, а когда отворачивался, то они успокаивались. Но я также понимал, что это были уставшие от войны люди, поэтому иногда делал вид, что этого не замечаю. Однако моей задачей было научить их сражаться уже через месяц, и в конечном счете, я должен был быть с ними достаточно жестким. Если я видел очевидного «сачка», то сам вставал с ним в пару, и вел с ним поединок, пока он не мог больше стоять. Обучение Каратэ шло быстро, так как многие из солдат раньше практиковали Дзю-До, Кен-До и Цукен-До (Tsuken-Do – искусство штыка). После занятий все шли в баню, и там я видел, что многие из солдат имели крепкие тела, и несколько стеснялся своего.

Месяц пролетел быстро, но солдаты очень старались. В последний день офицеры объявили мне благодарность и устроили в мою честь торжественный ужин. Я отбыл из Тайген и возвратился в Пекин к своей прежней работе. Я так никогда и не узнал, что случилось с ними впоследствии. Говорят, что их послали с заданием на юг, где все они были убиты. Солдаты, носившие знаки Цветущая вишня - были, в основном, простодушными людьми, типичными для северной Японии. Теперь все это мне кажется далеким сном.».

В 1944 году начались мощные бомбардировки Японии, и в отчаянии японцы начали использовать летчиков-самоубийц (камикадзе).

65. Каратэ после войны

Великая тихоокеанская война закончилась в августе 1945 году на Окинаве. Во время войны, передача Каратэ была нарушена, так как учеников призывали в армию. Многих прекрасных и перспективных учеников убили.

Во время тяжелой авиационной бомбардировки сгорел до-дзё Сёто-Кан. Мастер Харада: «29 апреля 1945, после воздушного налета на Токио до-дзё Сёто-Кан сгорел. После пожара, я написал письмо мастеру Фунакоси, чтобы узнать, где можно продолжить обучение. Мастер Фунакоси, который проживал вместе со своим старшим сыном Йосихиде в районе Койсикава (Koishikawa), любезно разрешил учиться у себя дома.».

В первые годы после войны жизнь была особенно тяжелой и мастер Фунакоси прекратил преподавание. Вскоре после капитуляции Японии, умер главный помощник мастера Фунакоси – сын Гико. После этого мастер Фунакоси переехал к своей жене в город Оите (Oite) в префектуру Кюсю, которая была эвакуирована туда во время последних боев на Окинаве. В 1947, его жена умерла, и он вновь решил вернуться в Токио. По пути следования, токийский поезд останавливался на каждой станции, и некоторые из бывших его учеников, ждали его на станциях, чтобы поговорить с ним и выразить свои соболезнования.

Он пребывал в бездеятельном отчаянии - большинство самых талантливых учеников было убито. В стране царил хаос. В течение нескольких лет мастер Масатомо Такадзи (Masatomo Takagi, 1912-1996) разыскивал мастера Фунакоси. Мастер Такадзи вспоминал: «В последний раз, я видел мастера Фунакоси много лет назад, и когда его встретил, то с трудом узнал его. Он сказал: «Когда-то давным-давно, я знал человека по имени Такадзи». Только тогда я его узнал и воскликнул: «Это - я, сенсей!». Фунакоси с удивлением пожал мне руку.

Потребовалось несколько лет, чтобы восстановить довоенный уровень Каратэ, вновь собрать клубы. К тому времени развитие Каратэ перешло в руки более молодого поколения. Мастер Фунакоси не принимал в этом активного участия, он стал символом, вокруг которого сплачивались мастера Сёто-Кан, ведь ему к тому времени было уже почти 80 лет. Но он сохранял любовь к этому искусству и когда мог старался учить сам. Он вел редкие уроки в университетах Васеда и Кейё, и возможно время от времени, в других университетах.

Его уроки в Васеда проходили по субботам, но участвовать в них было мало желающих. Многие понятия изменились и немногие из молодых учеников хотели учиться у 80-летнего учителя, который интересовался только ката, особенно, если они хотели практиковать кумитэ. Капитану клуба Цутому Осима (Tsutomu Ohshima, 1930-) даже пришлось предупредить учеников, что если они не будут ходить на уроки сенсея Фунакоси, то их не допустят до аттестации. Мастер Осима понимал, что уроки по субботам, являются единственной радостью на всей неделе для мастера Фунакоси.

Каратэ-До-Ньюмон: «Просыпаюсь я всегда рано. То, что я скажу дальше, кому-то может показаться странным, особенно тем, кто привык к помощи прислуги. Утром я делаю одно и то же, в одинаковой последовательности. Первое, что я делаю проснувшись, сворачиваю одеяло и прячу его в шкаф. Потом протираю пыль с портрета императора в придворном облачении. Этот портрет подарили мне сыновья. Теперь черед генерала Такамори Сайго. Этот портрет - подарок его внука, Кисиносукэ Сайго. Так я приветствую исторические лица Японии. Потом подметаю комнату, выполняю несколько упражнений Каратэ и завтракаю в основном вегетарианской пищей. По вечерам я обычно читаю или пишу по просьбе своих учеников. Они уже давно закончили университеты и разъехались кто куда, но все еще поддерживают со мной связь. Кому-то нужен совет, кому-то наставления, а то и просто написать о своей жизни. Сейчас самое большое удовольствие для меня находиться в обществе молодых энтузиастов Каратэ.».

Из воспоминаний мастера Харада: «Я посещал занятия мастера Фунакоси в университете Васеда с 1949 по 1952 годы. Они проходили по субботам около полудня. По сложившейся традиции Старый учитель преподавал, в основном, ката, поскольку полагал, что ката - это дух Каратэ. Но к сожалению, многие ученики предпочитали кумитэ, поэтому на уроки Старого мастера мало кто приходил. Мы тогда не понимали важность ката, а мастер Фунакоси этого не объяснял, и в этом, может быть, была его ошибка. Мы были заинтересованы в одном, а он твердил о другом. Однажды, Старый мастер вошел в зал и увидел дзиу-кумитэ. Он отвернулся и стал смотреть в окно. Теперь это известно, как «осуждение» Старого мастера. Но для своих 80 лет, мастер Фунакоси был очень ловок и имел несокрушимый дух.

25 ноября 1948 года умер мастер Канбун Уэти (1877-1948).

В 1948, мастерами Сейко Хига, Цуётоси Титосэ, Гитин Фунакоси, Кенва Мабуни и Канкен Тояма была учреждена Дай-Нипон-Каратэ-До-Ренмей (Dai-Nipon-Karate-Do-Renmei - Всеяпонская федерация Каратэ-До).

Группа Сёто-Кан, собравшаяся сразу после войны, распалась, и только в конце 1940-ых годов, оставшиеся ученики начали организовываться. Но происходило это несколько стихийно. Мастер Хидетака Нисияма (Hidetaka Nishiyama, 1928-) вспоминал, что во времена Кокан-Гейко (Kokan-Geiko - послевоенные годы) многие из старших учеников забыли ката и были вынуждены собираться, чтобы объединить свои знания.

Мастер Казе: «В послевоенные годы различные группы Каратэ собирались иногда для совместных практик. Это было время конкурирования различных стилей. В 1949, школы Сёто-Кан из восточных университетов приезжали в Киото для сиай с западными университетами, которые были представлены, в основном, Рицумей-Кан, Досиса (Doshisha), Канзои (Kansoi) и прочими, которые представляли стили, главным Годзю-Рю, и, возможно, несколько Сито-Рю. Прежде, чем начиналось кумитэ, оговаривались условия сиай, которые чаще всего, были бесконтактными. Очень часто, бесконтактный сиай превращался в настоящее кровопролитие, с применением ударов в полную силу. Но кумитэ не прекращалось, даже невзирая на то, что его участники имели тяжелые травмы. В финале сиай иногда предусмотривался поединок между капитанами команд. И мне пришлось однажды биться с капитаном Рицумей-Кан, которого я победил, сбив его на пол. Капитан Рицумей-Кан нанес удар хайто (haito) мне в голову, я сумел отклониться в последний момент так, что он только коснулся моих волос. Одновременно я сделал контр-удар. Ученики Годзю-Рю действовали очень жестко, но их хорошо сдерживали удары ёко-гери и маваси-гери. В то время, в Сёто-Кан наладились хорошие связи между университетами Кейё, Хосей, Васеда, Такусёку, Тюё и Сенсю.

С помощью усилий многих людей, например, мастера Генсин Хирониси, различные группы Сёто-Кан объединились. Мастер Харада: «1 мая 1949, было учреждено Нихон-Каратэ-Кё-Кай (Nihon-Karate-Kyo-Kai, более известная, как Japan Karate Association - JKA). Этому способствовал Генсин Хирониси, который выполнял последнюю просьбу Гико о сохранении Пути Сёто, если это вообще было возможно.».

Хирониси был одним из ведущих учеников Фунакоси, он преподавал в старом до-дзё Сёто-Кан до войны. В китайско-японской войне, которая началась в 1937, он воевал в чине младшего офицера. Из-за своих социальных убеждений был разжалован в рядовые, но в силу своего вновь характера, вскоре был назначен младшим офицером. Когда Хирониси в 1943 году вернулся в Японию, ему предложили преподавать в Сёто-Кан. Мастер Хирониси, один из 12 мастеров, получивший 5 дан от мастера Фунакоси (тогда наивысший) еще до войны.

Так или иначе, Нихон-Каратэ-Кё-Кай был сформирован. Исао Обата стал его председателем, Китиносуке Сайго (Kichinosuke Saigo – внук генерала Такамори Сайго) - президентом, Масатомо Такадзи - администратором и Масатоси Накаяма – главным инструктором. Мастер Фунакоси был Почетным главным инструктором. Почетный - то есть весьма уважаемый, но уже не действующий. Тогда ему был уже 71 год.

В 1949 году, в клубе Васеда Старый мастер пригласил капитана клуба мастера Тосио (Ватанабэ) Камата (Toshio (Watanabe) Kamata – капитан клуба Васеда в 1948-1949) для дзиу-кумитэ. Камата сосредоточился и атаковал мастера Фунакоси ой-цуки. Старый мастер применил свой традиционный прием - гедан-барай с переходом на захват руки и залом – Камата опустился на пол от боли. Это произвело впечатление на наблюдавших. Оказывается мастер Фунакоси мог еще не только действовать, но и делать это мастерски. Практика ката позволила ему оставаться эффективным, даже несмотря на свои преклонные годы.».


Илл. 82 – инструкторы Бу-До ВВС США, 1953. Слева направо – К. Хосокава (Hosokawa, Taiho-Jutsu), Тосио (Ватанабэ) Камата (Сёто-Кай), Цуёси Сато (Tsuyoshi Sato, Kodo-Kan, Ju-Do), Исао Обата (Сёто-Кай), Кендзи Томики (Kenji Tomiki, Aiki-Do)
Каратэ-До-Ньюмон: «В 1952, был подписан мирный договор между Японией и США. Каратэ предстоял свой, тоже мирный путь в Америку. Командующий ВВС США пригласил меня на 3 месяца в свою страну, чтобы познакомить летчиков с Каратэ-До. Со мной поехали Исао Обата из Кейё, Тосио (Ватанабэ) Камата из Васеда и Масатоси Накаяма из Такусёку. В нашем распоряжении был самолет. Аудиторией стала огромная армия американских летчиков, интересовавшихся Каратэ. Нет слов, чтобы передать радость, которую я испытывал в те дни. Наконец, Каратэ-До, которое в годы моей юности было известно только на маленькой Окинаве, стало признанным боевым искусством не только в Японии, но и за ее пределами. Теперь я получаю письма со всех концов света от знакомых и незнакомых мне людей. Они просят дать совет, другие - рассказать о Каратэ или приглашают приехать с показательными выступлениями.».

В мае 1950, создана Всеяпонская Ассоциация Каратэ-До-Годзю-Кай (Dai-Nippon-Karate-Do-Goju-Kai).


Илл. 83 – Мастер Фунакоси
23 мая 1952, умер мастер Кенва Мабуни (1889-1952).

8 октября 1953, умер мастер Тёдзун Мияги (1888-1953).

После войны, многих мастеров призывали участвовать в восстановлении утраченных традиционных японских ценностей. В 1954, в Токио состоялась большая демонстрация Бу-До. В ней приняли участие многие выдающиеся мастера того времени, например, мастер Дзю-До Кюдзё (Кю-но-Дзё) Мифунэ (Kyuzo (Kyu-no-Jo) Mifune, 1883-1965), мастер Иай-До Хиромати (Хакудо) Накаяма, от Каратэ-До был приглашен Фунакоси, которому было тогда 86 лет. Его почтительно встретили, а когда он закончил демонстрацию и был приглашен на подиум, люди аплодировали ему стоя.

В 1956 (31 год эпохи Сё-Ва), вышла седьмая книга мастера Гитин Фунакоси Каратэ-До-Итиро (Один путь – Каратэ-До, Karate-Do-Ichiro).

В 1956, создана Дай-Окинава-Каратэ-До-Ренмей (Dai-Okinawa-Karate-Do-Renmei - Всеокинавская федерация Каратэ-До). Председателем стал Сейко Хига (1898-1966).

Мастер Фунакоси вел активную деятельность до конца своих дней. Он ездил на встречи, посещал различные клубы, участвовал в культурной жизни, но особенно любил литературные встречи, ведь он всегда был глубоким ценителем поэзии.

Говорят, что весь Путь Каратэ можно постичь в одном единственном приеме. Для этого нужно знать язык тела, движения, момент времени, ритм и своевременность применения. Говорят, что мастер Фунакоси перед смертью сказал: «Теперь я осознал гедан-барай». Значение этих слов символично, ведь гедан-барай – это азы, с которых начинается Путь в Каратэ. Мастеру Фунакоси потребовалось более 80 лет жизни, чтобы понять принцип самого первого приема в Каратэ. Таким образом, он завершил свой круг, возвратясь к началу этого искусства признанным мастером. Ибо путь познания природы и себя в ней, «Путь пустой руки» бесконечен, и пределов совершенству не существует... Мастер Фунакоси стал мастером мастеров.


Илл. 84 – памятник Мастеру Фунакоси при храме Энкакудзи
Все в мире возникает и исчезает.
Создавай, а не владей.
Трудись, но не ради похвалы.
Работа сделана и забылась,
Но результат – вечен…
(Дзэн)



В 1968, при храме Энкакудзи в Камакура был установлен памятник мастеру Фунакоси. Его прах был возвращен на Окинаву. Каллиграфия на памятнике, выполненная священником храма Асахина Соген, гласит: Karate-Ni-Sente-Nashi.

Из воспоминаний мастера Харада: «26 апреля 1957, я получил телеграмму от мастера Эгами о том, что Старый учитель тихо скончался в больнице. Эгами оставался у постели Старого учителя до самого его последнего вздоха. Он взял на себя заботу о его похоронах, но возникли проблемы. Определенно, семья Фунакоси возражала против организации похорон особенно известной Ассоциацией (и одного бюрократа из нее, в частности). К организации похорон был привлечен Сёто-Кай во главе с Йосихиде - старшим сыном Старого мастера. Так или иначе, Сёто-Кай стал исполнителем по имуществу и доверенным лицом семьи Фунакоси. Под руководством доктора Нобумото Охама (Nobumoto Ohama) - президента университета Васеда, клуб Васеда также присоединился к Сёто-Кай для проведения похорон. Кроме того, для похорон к Сёто-Кай присоединились токийские университеты Тюё, Сенсю, Тохо (Toho), Гакусуин и Ноко (Noko).».


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.