|
Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые. *Примечание - Елена Степина. ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИАвтор части переводов и составитель текста -Елена Федорова (ELF). 62. Продолжатель мастера Фунакоси – Гико
Мастер Оцука писал: «Гико приехал в Токио в возрасте 15 лет. Он стал учеником плотника в Сендзю (Senju) благодаря рекомендации г-на Тацуо Ямада. Но ему эта работа не нравилась. Г-н Химоцу (Himotsu) - студент токийского университета, предложил ему работу при университетской рентгеновской лаборатории, где он мог заодно также получить диплом техника-рентгенолога. Гико серьезно стал заниматься Каратэ по инициативе своего старшего брата Йосихиде/Гией (Yoshihidе/Giei, 1900-1961), который переехал в Токио немного позже, и работал в магазине около здания министерства финансов. Именно он убедил своего отца, который был уже в преклонном возрасте, в необходимости сделать из Гико приемника семейной традиции.». Гико развил свой инстинктивный метод слово, которое первым приходит на ум – динамический. Мастер Харада вспоминал: «Вака был более коренастым, чем отец, стриженный ежиком, с выразительными глазами. Когда Вака входил в зал, менялась сама атмосфера, она наполнялась энергией. Он имел грозную репутацию, стоя в своей любимой стойке, низком фудо-дати с открытыми в камаэ руками (Гико предпочитал держать руку, выдвинутую вперед, слегка согнутой, ладонью, как для нанесения татэ-сюто-уке (tate-shuto-uke). У отведенной назад руки, ладонь также была открыта, и располагалась примерно на уровне солнечного сплетения), он предлагал атаковать себя любым ударом, с боккен или с бо. Никто не мог блокировать удар Гико. К сожалению, при том, что выглядел он энергичным и сильным, в действительности он был серьезно болен, и в 1945 умер от туберкулеза. Это была огромная потеря не только для отца, но для всего Сёто-Кан. Гико был энергичный и творческий человек, который не только изучал, но и старался далее развить Каратэ своего отца.». Техника старых мастеров Каратэ на фотографиях, обычно, кажется нам архаичной, на их фоне стиль Гико выглядит удивительно современными. Гико практиковал Бо-Дзюцу, Иай-До и имел 3 дан Дзю-До. Мастер Харада вспоминал историю, которую слышал от семпаев. Как-то раз, Гико выпивал в компании дзюдок, и они рассорились. Кто-то из дзюдок схватил его за ворот, намереваясь кинуть, но не успел. Попытка провести бросок открыла его корпус, куда Гико немедленно нанес мощные удары руками и ногами, а затем сбил дзюдока на землю.
Развитию его Каратэ, должно быть, послужил стимул, когда в 1934 году, отец передал ему главные обязанности по обучению. Из воспоминаний мастера Харада: «Гико стал главным инструктором в Сёто-Кан и первым помощником своего отца после внезапной смерти от пневмонии Такеси Симода. Гико имел ранг ренси от Дай-Ниппон-Бутоку-кай. Он жил в доме, расположенном недалеко от до-дзё вместе с женой.». Такеси Симода также имел ранг ренси от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай, был мастером Кен-До школы Нен-Рю (Nen-Ryu), а также изучал Нин-Дзюцу (Nin-Jutsu). В 1934, к несчастью, во время одного из демонстрационных туров он заболел и скончался. Мастер Эгами отзывался о нем, как о человеке высоких душевных качеств и компетентном мастере. Многие считают, что современный Сёто-Кан развил именно Гико Фунакоси, но это не совсем верно. Конечно, его стойки были намного более глубокими, чем у отца, но если исследовать более ранние фотографии других мастеров, то можно заметить, что такие стойки существовали и до Гико. Кроме того, теория Гико, как истинного создателя современного Сёто-Кан, не объясняет послевоенного развития стиля мастерами типа Масатоси Накаяма (Masatoshi Nakayama), Исао Обата (Isao Obata) и Хидетака Нисияма (Hidetaka Nishiyama), которые никогда не учились с ним. Однако, он был важной фигурой в развитии стиля в довоенные годы. Стиль Гитин Фунакоси должен был быть пересмотрен и усилен. Из воспоминаний мастера Харада: «Каратэ Старого мастера больше напоминало гимнастику. Главным он считал практику ката и некоторые варианты кихон-кумитэ. Но все же, главной его идеей была практика ката. Гико считал, что Каратэ должно стать другим. Он сделал множество инновационных изменений в Сёто-Кан. Его трагическая смерть в молодом возрасте непоправимо повлияла на возможное развитие Каратэ. Уверен, что если бы Гико прожил дольше, то сегодняшний Сёто-Кан был бы другим.». В 1930-1935 годы, Гико значительно изменил стиль своего отца. Высокие и короткие стойки стали длиннее и ниже, что требовало гораздо большей силы и выносливости ног. Введение нового формата стоек поставило вопрос об уровне физического состояния учеников. Вообще физическому состоянию Гико придавал колоссальное значение. Мастер Томосабуро Окано рассказывал, что например, наряду с такими основными элементами тренировки как ката и отработки базовой техники, в зале Сёто-Кан много времени отводилось упражнениям котэ-китаэ (kote-kitae), когда один партнер наносил удары, а другой отбивал их жесткими блоками. Тренировки в котэ-китаэ были столь яростными, что по его словам: «По пути домой все окунали руки в пожарные цистерны с водой и, только охладив их, расходились.». Кроме нового формата стоек Гико ввел в Сёто-Кан новые виды ударов ногами, отсутствовавшие в окинавском Каратэ: маваси-гери, ура-маваси-гери, ёко-гьяку-гери, усиро-гери и тоби-гери (Лейтон (Layton), 1997; Харада, 1983; Кеттл (Cattel), 1989; Нобль (Noble), 1985). Как полагают, Гико также ввел правило разворота бедер в положение ханми (hanmi - позиция боком к противнику) при ударах и блоках. Кроме того, Гико ввел технику стремительных входов с дальних дистанций, удары ногами в верхний уровень, технику боя, основанную на стойке фудо-дати с применением тейсё, и укороченный ко-куцу (ko-kutsu). Огромные изменения, не без участия Гико, произошли и в ката. Во всяком случае, некоторые ката современной Сёто-Кан разительно отличаются от их окинавских версий и версий других стилей Каратэ. Мастер Окано вспоминал, как Гико, оценивая исполнение ката своим состарившимся отцом, который выполнял все движения неторопливо и величаво, не раз говорил ученикам, что, с точки зрения целесообразности, «исполнять ката, как делает мой отец, нельзя».
В 1933, к числу методов обучения добавился кихон-иппон-кумитэ - учебный бой с одной атакой, а с 1934 – дзиу-иппон-кумитэ - свободный бой до первого эффективного действия. Гико больше всего любил этот вид практики. И наконец, к 1935, Гико завершил разработку методики дзиу-кумитэ - свободных боев, и как рассказывают, усиленно занимался исследованием техники боя на ближней дистанции. В 1935, мастер Фунакоси опубликовал книгу Каратэ-До-Кёхан, в которой представил все нововведения, включая модифицированные ката.
Но, несмотря на новые методы, привнесенные им в Сёто-Кан, у него было мало последователей. В одном из интервью у мастера Харада спросили, сколько было учеников у Гико? Подумав он ответил - Эгами, Окуяма и возможно Хирониси (в военный период), вот и все. Видимо это одна из причин, почему Гико редко упоминается в истории Каратэ. Но насколько он был хорош? Точного ответа - нет, и не только для Гико, но и для всех старых мастеров Каратэ. Каратэ – не спорт, типа бокса, где есть все отчеты о матчах и даже видеозаписи самых известных встреч. Нет съемок старых мастеров Каратэ, зачастую нет даже их личных фотографий, а письменные свидетельства редки или недостоверны. В истории Каратэ существует история о сиай между учениками Сёто-Кан и Годзю-Рю в конце 1930-ых годов. Об этом в 1970-ых годах была написана статья американским журналистом Энди Адамсом (Andy Adams), который взял интервью у некоторых современников и учеников Фунакоси, включая мастера Мас Ояма (Mas Oyama - основатель Кёкусин-Кай (Kyokushin-Kai)), ученика мастера Фунакоси. Среди общей критики стиля мастера Фунакоси, мастер Ояма рассказывал: «В конце 1930-ых годов, Гико отобрал 10 лучших учеников для сиай в клубе мастера Годзю-Рю Ямагути в Осака. Все ученики Сёто-Кан проиграли, а самого Гико победил Тил Су (Chil Soo). После этой встречи, Гико пересмотрел методы Сёто-Кан.». Потрясающий вывод, что благодаря именному этому случаю, рассказанному мастером Ояма, у Гико возникла необходимость модернизации Сёто-Кан. Исходя из собственных слов мастера Ояма, он начал заниматься в Сёто-Кан примерно в 1938/40/42?. Фотографии 1936/37 годов показывают, что к тому времени техника Гико была уже полностью сформирована. Сомнительно происходил ли этой сиай вообще. Единственным человеком, который знал некоторые подробности о нем, был мастер Ричард Ким (Richard Kim). Но и это лишь версия того, что он слышал. «В этой истории фигурирует мастер Со Нэй-Тю (So Nei-Chu). В то время, он был одним из самых сильных людей в Японии. В поединке Со Нэй-Тю схватил Гико и жестко бросил об стену. Ученики Фунакоси заявили, что это не по правилам. Не знаю, был ли мастер Ояма свидетелем этого сиай, но его учителем был именно мастер Со Нэй-Тю. Фотография мастера Со есть в одной из первых книг мастера Ояма - Что такое Каратэ (What is Karate). На ней это действительно мускулистый человек, так что такая история вполне правдоподобна.».
Но, вполне вероятно, что эта история родилась в стенах Годзю-Рю, где это и услышали мастера Ояма и Ким. Существует еще одна история, рассказанная мастером Тайдзи Казе, о встрече известного мастера Сюдо-Кан Канкен Тояма с Гико. Мастер Тояма был известен особым приемом, против которого никто не мог устоять. При встрече, он попытался применить его, совершив захват бедра Гико, но опрокинуть его ему не удалось.
Учениками Гико считаются Хирониси, Окуяма, Эгами, Мурамацу (Muramatsu), Харада, Казе, Хайяси и Уэмура - все из клуба Васеда, Морихана (Morihana), Мийята (Miyata) из клуба Такусёку и Дзётаро Такадзи (сейчас президент Сёто-Кай) из клуба Тюё. 63. "Один удар - смерть противника"В наше время спортивного Каратэ, техника кажется хорошей, однако воздействие удара в былые времена была намного более разрушительно. Тогда в якусоку-кумитэ, атаки были чрезвычайно мощны и жестоки. Часто ученики Сёто-Кан после занятий, сами устраивали пробные бои около лестницы станции Мейдзиро. В отношении принципа "Если бьешь, то насмерть" искусство Каратэ ничем не отличается от других боевых искусств. Весь принцип Каратэ подчинен одной единственной цели, а именно, чтобы победить противника с одного удара, но немногие мастера смогли этого достичь, и среди них – Гико Фунакоси. Гико был гением скорости, от ударов руками и ногами которого никто не мог увернуться. Его Каратэ было в принципе подчинено и заключено в одной единственной атаке. Он мог заранее заявить в какую часть тела ударит с дальней дистанции, и никто не успевал от него защититься или уклониться. Говорят, что его удар по мощи напоминал примерно, как если бы стена резко надвинулась на вас. Вероятно, мастер Мацумура, из сацумского Дзиген-Рю привнес в Каратэ идею убийства противника одним ударом (иккен-хиссацу, букв. – Убить одной стрелой) и практику макивара, когда ученики Мацумура стали задумываться над проблемой боя против противника, вооруженного холодным оружием. К началу Второй мировой войны, Япония была пропитана милитаристскими чувствами, которые воплощались в таких лозунгах, как Утитеси-Яман (Uchiteshi Yaman) – Бой до смерти, или Итиоку-Гюкусай (Ichioku Gyokusai) – Умрем все вместе, как нация. Среди высказываний в ходу были "Бей так, чтобы у противника ломались кости", "Вы не сможете выжить, не победив противника", а также - "Один удар - смерть противника".
5 мая 1938 (13 год эпохи Сё-Ва), вышла совместная книга Генва Накасоне (главный редактор), Хиронори Оцука, Гитин Фунакоси, Тёмо Ханасиро, Синпан Сирома, Тёсин Тибана, Тёдзун Мияги и Синкен Тайра Каратэ-До-Тайкан (Karate-Do-Taikan, Введение в Каратэ-До, издательство Tokyo-Tosho).
| |||||||||||||||||
© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. | ||||||||||||||||||