|
Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые. *Примечание - Елена Степина. ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИАвтор части переводов и составитель текста -Елена Федорова (ELF). 59. Мастер Мабуни
Сын мастера Мабуни, Кеней вспоминал: «Я помню в детстве, как множество людей приходило к моему отцу с какэ-дамеси (kake-dameshi - вызов или обмен методами) после того, как узнавали, что он практикует Тэ. Он принимал их и они устраивал поединки в тихих уголках города. Тогда еще до-дзё Каратэ были редкостью, поэтому учились и проводили бои под открытым небом. Улицы были плохо освещены, поэтому поединки часто происходили при тусклом свете ручных фонарей. За поединком наблюдали секунданты. По истечении оговоренного времени секунданты останавливали бой и объявляли победителя. Потом обсуждались методы и приемы, выполненные в ходе боя. Иногда, моего отца приглашали в качестве секунданта на других поединках.». Мастер Мабуни: «В молодости я старался достичь эффективности сам. Чтобы проверить свои силы я делал вызовы многим известным мастерам, но они не принимали их, и от этого меня распирало чувство гордости. Я был молод и не понимал, что делали они это для моего же блага.».
После завершения образования мастер Мабуни поступил на службу в полицию и, со временем, дослужился до чина инспектора полиции. Мабуни рассказывал, что навыки Каратэ были часто полезны ему в полицейской службе. Мастер Мабуни преподавал Каратэ в Окинавском полицейском училище, Окинавском рыболовном училище и просто в своем саду. Он был одним из мастеров ассоциации Окинава-То-Тэ-Кенкю-Кай, образованной в 1918. Чтобы продолжить свои исследования Бу-До, в 1926 мастер Мабуни переехал на Хонсю в Осака. Его стихотворение: «Мой разум чист, Плывя к острову Бу (Бу – боевой дух)» (Nothing in my mind, except to row to the Island of Bu), говорит о том, что настало время покинуть Окинаву и направиться в Японию, для постижения ее долгой и глубокой традиции боевых искусств. В Японии свое первое до-дзё он открыл в Нисинари (Nishinari), недалеко от Осака, и через некоторое время, объявил свой стиль - Сито-Рю. В выборе названия мастер Мабуни выразил уважение своим учителям, мастерам Итосу и Хигасионна. Фамилия мастера Итосу читается по-окинавски как Сису (Shishu), а мастера Хигасионна как – Тоонна (Toonna) = Си-To.
Специализация мастера Мабуни на ката, передалась и его ученикам, поэтому в Сито-Рю изучению ката уделяется особое внимание. Тёдзиро Тани (Chojiro Tani, 1921-1998) в книге Тани-Ха-Сито-Рю-Мокуроку-но-Ката (Tani-Ha-Shito-Ryu-Mokuroku-no-Kata) приводил список из 45 ката, а Рюсё Сакагами (Ryusho Sakagami, 1915-1993) в своей книге Каратэ-До-Ката-Тайкан (Karate-Do-Kata-Taikan, 1977) детально приводит 38 ката. Именно Сакагами описал более традиционные версии ката Мацумура-но-Пассай и Исимине-но-Пассай. Его учениками, кроме сына Кеней, являются Мандзо Ивата (Manzo Iwata), Косей Кокуба (Kosei Kokuba), Рюсё Сакагами, Тёдзиро Тани, Кен Сакео (Ken Sakeo), Кангей Уэти (Kangei Uechi), Такеси Уэно (Takeshi Ueno), Рюсей Томоёсе (Ryusei Tomoyose), Теисин Цудзикава (Teishin Tsujikawa) и Мунеоми Саваяма (Muneomi Sawayama). 60. Мастер Оцука
Кроме того, мастер Оцука имел диплом и лицензию на обучение Дзю-Дзюцу-Синто-Йосин-Рю (Shinto-Yoshin-Ryu-Ju-Jutsu), полученные им 15 июня 1920, в возрасте 29 лет. Он учился 13 лет у мастера Тацусабуро Накаяма (Tatsusaburo Nakayama, 1870-1933). Начав в 1916 работать в банке, в 1921 он ушел оттуда и стал костоправом (так в Японии называют мастеров Шиа-Цу), чтобы больше иметь времени для своих исследований. В 1922 он рассказал о своих намерениях в отношении Каратэ одному из своих друзей, мастеру Ито (Ito). Ито сообщил, что главный мастер Кодо-Кан пригласил Гитин Фунакоси для демонстрации Каратэ. Оцука подумал, что это очень большой мастер, если его пригласил сам мастер Кано, и попросил Ито найти адрес Фунакоси. Таким образом мастер Оцука впервые пришел в гости к мастеру Фунакоси в 1922, как рассказывалось в воспоминаниях самого Оцука. Мастер Фунакоси считал возможным изучение большей части ката за 5 лет для тех, у кого не было опыта в боевых искусствах, и за 2 года для мастеров Бу-До. Но все это зависело от качества обучения. Говорят мастер Фунакоси был потрясен занятиями в Кодо-Кан, на которых жестокость превосходила все, что он мог представить. Методика обучения на Окинаве была смехотворной по сравнению с методами обучения в Японии. Мастер Фунакоси впал пессимистическое настроение после просмотра занятий в Кодо-Кан. Оцука же, который 17 лет испытывал на себе жестокость обучения на Хонсю, считал такой способ обучения в Кодо-Кан обычным. Цели исследований Оцука состояли в том, чтобы определить подходит ли Каратэ под принципы Бу-До. Вспомним, что Каратэ, происходящее с Окинавы, связано больше с китайскими традициями, чем японскими. Китай был бесконечно мощнее и культурно богаче, чем Окинава. Обучение и передача в нем боевого искусства была одной из наиважнейших традиций. А Япония, начала 20 века, считала Окинаву самой далекой провинцией, и еще более далекой от традиций Бу-До. Так как уровень японских боевых искусств конца феодальной эпохи оставался таким же спустя 50 лет, то есть до начала 20 века, то он представлял впечатляющее качество для островитян, прибывших в Японию. Создание Дзю-До, на фоне начавшейся модернизации Японии, стоило Кано и его ученикам огромных усилий. Но на Фунакоси, искреннего и простодушного окинавца, даже методы обучения Дзю-До произвели неизгладимое впечатление. Почему и как он мог объяснить, что можно изучить все ката Каратэ в течение 2-5 лет, в то время, как его самого учили им в течение десятка лет? Фунакоси рассказал Оцука все, что он знал о ката. Оцука изучил их все всего за 1,5 года, и после этого заключил, что в этих ката содержатся элементы, которые невозможно применять в бою, и, чтобы разрешить эту проблему, он решил сам отправиться учиться на Окинаву. Но в марте, до его отправления, им сообщили, что в мае в до-дзё императорского дворца состоится демонстрация Бу-До, и что по рекомендации г-на Кано, мастера Каратэ приглашаются для участия. Узнав эту новость, Фунакоси сначала хотел отказаться, но Оцука настоял на участии, мотивируя это тем, что это будет ответным знаком уважения к мастеру Кано, который таким образом помогает им в демонстрации возможностей Каратэ-До другим мастерам Бу-До. Но показать мастерам Бу-До только ката было недостаточно, нужно было продемонстрировать форму боя. Именно тогда мастер Оцука начал работу по внедрению методов Дзю-Дзюцу в Каратэ. В результате Оцука продемонстрировал защиту против атак мечем (кен-дори), и именно с этого момента авторитет мастера Оцука в Каратэ стал расти. После этой демонстрации количество учеников, занимающихся Каратэ при университетах, стало увеличиваться, и все это произошло благодаря влиянию мастера Кано. Именно поэтому Каратэ стало развиваться параллельно с Дзю-До без каких-либо конфликтов между ними. Говорят, что после смерти мастера Кано, Фунакоси, проезжая на трамвае мимо Кодо-Кан, каждый раз снимал шляпу в знак признательности. Многие дзюдоки того времени стали посещать недавно созданные при некоторых университетах в Токио до-дзё Каратэ, открывая для себя его большие возможности. Это было весьма символично, так как подтверждало ценность Каратэ по отношению к Дзю-До и другим боевым искусствам. Мастер Фунакоси, получил не только признание такого великого мастера, как Кано, но вместе с ним и авторитет его учеников. 61. Раскол мастеров Фунакоси и ОцукаМастер Кониси: «Я занимался Кен-До в университете. Через некоторое время стал я считаться мастером, поэтому открыл свое до-дзё. Примерно, осенью 1923, г-н Оцука пришел в мой до-дзё с г-ном Фунакоси. Годом позже появилась первая группа Каратэ и при моем университете Кейё. Оцука уже тогда иногда заменял мастера Фунакоси. Он происходил из благородной семьи Мито (Mito), поэтому с детства изучал Дзю-Дзюцу. Со временем стали говорить, что его ката лучше, чем у мастера Фунакоси. Заметим, что якусоку-кумитэ (спланированный бой), который практикуют и сегодня, происходит из Йосин-Рю-Дзю-Дзюцу (Yoshin-Ryu-Ju-Jutsu). Это упражнение возникло в результате сотрудничества Фунакоси и Оцука. Как мне помнится, той же осенью 1923, я пришел на занятия к Фунакоси в Мейсё-Дзюку . Зал для занятий был равен примерно 20 татами (32,4 кв. м). Ежедневное обучение длилось с 15 до 17 часов. Иногда нас бывало 3-4 человека, а иногда 7-8. Обучение заключалось в повторении ката, что на первый взгляд, казалось абсолютно примитивным методом. Поэтому стало вполне естественным, что Оцука предложил ввести дзиу-кумитэ (свободный учебный бой), чтобы проверять эффективность методов. Возможно, проблемы в отношениях между Фунакоси и Оцука возникли именно из-за этого. Мастер Фунакоси упрекал Оцука за произвольное использование некоторых методик Дзю-Дзюцу в Каратэ. Поизучав Каратэ у мастеров Фунакоси и Мотобу, я постучался в дверь к мастеру Уэсиба. Мастер Уэсиба был невысокого мнения об окинавском Каратэ. Но когда я показал ему Пинан-2, который я переработал, использовав техники Такенти-Рю-Дзю-Дзюцу (Takenchi-Ryu-Ju-Jutsu) и Айки-До, мастер Уэсиба это оценил, сказав, что ката стало лучше, чем он видел ранее. Я считаю, что мастер Уэсиба обладал бесподобным уровнем мастерства, который я мог только видеть в течение 83 лет своей жизни. Получить высокую оценку качеству своей работы от такого человека, я посчитал большим доверием, оказанным мне.». Эти свидетельства показывают, что в то время существовали контакты между мастерами различных дисциплин Бу-До. И все они были направлены на различные методы прогресса в боевых искусствах и достижение высокого уровня мастерства. Общей проблемой в любом боевом искусстве является определение критериев мастерства, пусть речь идет, хоть о Каратэ-До, Айки-До или Кен-До. Также проблема в самих людях, которые занимаясь боевым искусством, и достигая определенного высокого уровня в свой области, зачастую не умеют оценивать качество мастерства в других искусствах. Сегодня, как и ранее, принципы Бу-До являются общими для всех дисциплин. Путь Бу-До в виде долгой и усердной работы равен для всех. В продвижении осознания принципов Бу-До мы становимся способными на основе аналогичных критериев оценивать уровень других мастеров искусств. Тем не менее, имеется тенденция, когда люди, обладающие невысоким уровнем мастерства, считают себя правомочными в вынесении оценок. В том числе, именно из-за этого происходит внутренняя разобщенность в каждой дисциплине. Кроме того, к этому добавляется «зашоренность» некоторых людей на своей дисциплине настолько, что они с ходу отвергают все то, что не входит в ее сферу. Итак, главная проблема - это вопрос определения уровня мастерства. Если согласно Кониси, мастер Уэсиба не оценил эффективности Каратэ, то он имел на это право, по крайней мере, о том Каратэ, которое было ему продемонстрировано тогдашними мастерами. Надо сказать, что проблема Каратэ была связана не с оценками иных мастеров Бу-До, которые первоначально выделяли его в отдельный раздел боевых искусств, не относящихся к Бу-До. Каратэ-До стало считаться дисциплиной Бу-До через некоторое время после его перенесения из Окинавы в Японию, благодаря усилиям его сторонников. Настоящая история не всегда красива и удовлетворительна для тех, кто ищет в ней свои идеалы. Но, как реальная оценка противника первостепенна в искусстве боя, так и важна оценка того, что происходило в истории. Источником этих вышеупомянутых воспоминаний мастера Оцука является «Японская энциклопедия Бу-До», которая, вероятно, не совсем объективна в описаниях взаимоотношений Фунакоси и Оцука. Между тем, эта «Энциклопедия» - наиболее недавней труд, опубликованный в Японии, который основывается на различных исторических документах. Но в то же время, здесь показана история возникновения некоторых методов массового обучения Каратэ. Точную дату раскола между Фунакоси и Оцука установить невозможно, что говорит о том, что особого шума по этому поводу не было. Достаточно много фотографий Оцука содержатся в книге Каратэ-До-Кёхан (1935), хотя, конечно точно неизвестно, когда они были сделаны, кроме того, мастер Оцука снят на фотографии группы мастеров Каратэ в доме Фунакоси, в 1935 году. Мастер Мицусуке Харада слышал историю об уходе Оцука из Сёто-Кан непосредственно от Гико Фунакоси. Кроме того, при своем последнем (1987) посещении Японии, он получил некоторую дополнительную информацию об этом. Мастер Оцука занимался у мастера Фунакоси, превнося собственные методы обучения, но большинство учеников мастера Фунакоси не поддержало его. Сам мастер Фунакоси не отстранял Оцука, главным образом потому, что не желал выносить сор из избы. Их отношения со временем стали вежливыми, но сдержанными. К сожалению, все это вызывало недовольство у ярых учеников мастера Фунакоси, и Генсин Хирониси выразил пожелание Гико, что было бы лучше, если бы мастер Оцука ушел. И Гико попросил мастера Оцука уйти. Это могло произойти еще и потому, что именно Гико заменил Оцука в качестве сихан-дая (shihan-dai - помощник сенсея) в клубе Васеда. Но, Харада подчеркивал, что Гико сделал это не из личной неприязни к мастеру Оцука, а чтобы сохранить единство группы. Мастер Оцука при создании своего стиля Вадо-Рю использовал ката, которые в основном изучал у мастера Фунакоси, внеся в них некоторые изменения. Его ката Пинан несут отпечаток влияния мастера Мабуни, но мастер Оцука внес в них и собственные идеи. Например, сюто-уке в тюдан (chudan - средний уровень) в ката в Вадо-Рю заменены на дзёдан (jodan - верхний уровень). Ката Вадо-Рю отличаются от Сёто-Кан более легкими и менее амплитудными движениями. В этом отношении, ката Вадо-Рю наиболее близки к стилю мастера Фунакоси начала 1920-ых годов (классический Сёрин-Рю). Стиль мастера Оцука проявлялся в быстрых и экономичных движениях, которые избегают прямого противодействия силой. Существует история, что после демонстрации в 1924/25, авторитет мастера Оцука превзошел Фунакоси. Хотя, это может частично объясняться тем, что мастеру Фунакоси в ту пору было уже почти 60 лет.
Собственные идеи мастера Оцука лучше всего отразились в методах кихон-кумитэ. Они фактически могут считаться «ката» Вадо-Рю. Первоначально мастер Оцука изобрел 24 формы кумитэ, но за прошедшие годы, большинство из них были утрачены, и к сегодняшнему дню их насчитывается около 10. Принципы дистанцирования, выбора времени, тай-сабаки (tai-sabaki - уклонение тела), с одновременными блоками и ударами, ясно демонстрируют подход мастера Оцука: гибкость, техника и движение тела, а не доминирование физической силы. Мастер Тацуо Судзуки (Tatsuo Suzuki) рассказывал о cиай, происходившем между учениками Вадо-Рю и учениками Тацуо Ямада (Tatsuo Yamada, 1905-1967) во времена Кокан-Гейко (Kokan-Geiko) – послевоенные годы). Мастер Ямада слыл человеком суровым, преподававшем Каратэ в жестком стиле, который учил концентрированной, «тяжелой» технике. Ученики Ямада поснимали куртки ги, демонстрируя свои железные бицепсы. Ученики Вадо-Рю посматривали на них не без осторожности. Но все же, в первом круге сиай, все ученики мастера Ямада были побеждены. От участия во втором, они отказались. В 1934, стиль Оцука был признан в качестве отдельного стиля Каратэ, хотя название Вадо-Рю не регистрировалось Дай-Ниппон-Бутоку-Кай (Dai-Nippon-Butoku-Kai) до 1939 года. Этот стиль считается близким к Сёто-Кан. Если посмотреть на список изучаемых в Вадо-Рю ката, то они практикуются и в Сёто-Кан и Сито-Рю. Как говорилось выше Оцука после встречи с Мабуни сделал исправления некоторых ката, которые он изучал у мастера Фунакоси. | |||||||||||||||||
© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. | ||||||||||||||||||