Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

54. Появление китайцев на Рюкю

Начало связей Рюкю с Китаем прослеживается с 1372. В этот год китайский император (времена династии Мин, 1368-1662) назначил наместника Рюкю. По случаю нового восшествия на престол, на Рюкю была отправлена торжественная китайская делегация. С 1372 по 1866, эта церемония повторялась 23 раза, а островитяне стали называть ее Укансин (Ukanshin) что означало – «Императорский корабль с китайской делегацией». Делегация состояла из важных военных и гражданских чиновников и составляла по тем временам внушительное количество - до 500 человек. Их миссия на Рюкю продолжалась до 3-10 месяцев и являлась такой серьезной финансовой проблемой для жителей острова, что они стали иногда скрывать смерть правителя Рюкю, чтобы хоть как-то сэкономить на этих расходах.

Именно эти делегации сыграли важную роль в перенесении китайских боевых искусств на Окинаву. Например, есть историческое свидетельство того, что г-н Вансю (Wan-Shu/Wang-Ji/Wang-Choi/Wong Chung-Yoh, япон. - Oshu, мастер Синь-И и Тай-Цы из провинции Фуцзянь, 1621-1689) был Саппуси (посол) в 1683. Вспомним ката, именуемое Вансю (Эмпи). Предположительно до 1870 года, это ката практиковалось только в городе Томари. Сифу (sifu - военный чиновник), чье почетное имя было Кусанку), входил в состав делегации 1756 года. В Осима-Никки (Oshima-Nikki - Рукопись из Осима, 1762) сказано, что он был мастером боевых искусств. Вполне вероятно, что именно с ним связано передача ката Кусанку (Канку). Говорят от Кусанку на Окинаве стал известен принцип хикитэ (hikite - хикитэ-но-камаэ – дополнительное вложение силы в удар за счет одновременного отвода небьющей руки к бедру). Поэтому появление То-Тэ на Рюкю скорее связано с китайскими делегациями, чем с возникновением его на самом острове.

55. Китайцы из Наха

Есть еще одно свидетельство, что в 1392, с разрешения правителя Рюкю Сатто (Satto), 36 китайских семейств обустроились в деревне Кумемура (Kumеmura) (окинав. - Кунинда (Kuninda) – теперь поглощен городом Наха) около наиболее важного города Наха. Они имели важные функции и соответствующие привилегии при торговых отношениях между Китаем и Рюкю. При этом они предпочитали жить на острове своим замкнутым кругом. Они занимались, в основном, навигационным делом, судостроением, а также составляли информацию для Китая. Установление с начала 17 века постоянных связей Рюкю с Китаем отмечено положительным влиянием на развитие экономики острова и, прежде всего, на сельское хозяйство и рыболовство. Также отметим, что китайцы принесли на остров буддизм и письменность, использование железных сельскохозяйственных орудий, а также сыграли важную роль в процессе централизации власти, которая сохранялась на острове в виде зависимости по отношению к Китаю. По всей видимости, для жителей закрытой деревни Кумемура боевое искусство являлось частью демонстрации их привилегий, так как усиливало их власть и возможность защиты.

56. Тайное искусство Рюкю


Илл. 62 - Тёйю Мотобу
Правление короля Рюкю стало культовым для окинавцев. В 16 веке он ввел социальную иерархию и установил запрет на оружие, который затем сыграл роковую роль в установлении господства японских феодалов. До 16 века нет никаких свидетельств о существовании какого-либо боевого искусства среди островитян. Если передача боевого искусства происходила посредством китайских делегаций или китайцев из Кумемура, то доступ к его изучению могли иметь только сидзоку. Некоторые из этих стилей сохраняются и в наши дни в семьях бывших сидзоку. Г-н Икеда писал в своей книге Каратэ-До-Суги (Karatе-Do-Shugi): «Я нанес ответный визит, чтобы увидеть стиль Мотобу-Удун-Тэ (Motobu-Udun-Tе), который, как говорят, являлся тайной рюкюского королевского семейства Удун, которому принадлежала благородная семья Мотобу. Мастер Тёйю Мотобу (Choyu Motobu, 1865?-1926) единственный кто сохранил этот стиль после отмены феодального права, и, говорят, что эта передача продолжается и до нынешнего дня.».

Так как оружие на острове было запрещено, то в 1609, японский клан Сацума легко захватил Рюкю. Письменные источники рассказывают, что при этом погибло 57 воинов Сацума и 531 рюкюсец. Согласно письменных источников Рюкю, в этом столкновении островитяне впервые увидели у японцев ружья, которые им виделись, как волшебные «палки», которые привели их в ужас, так как «палки плевались огнем и убивали». Согласно китайского Бу-Би-Си (У-Пэй-Ши (Wu-Pei-Shi), 240 страниц, У-Пэй-Ши по-японски произносится, как окинавское Бу-Би-Си, но это разные трактаты, хотя возможно, что китайское Бубиси могло повлиять на окинавское), старейшему китайскому трактату о войне и боевых искусствах, изданному во времена династии Мин (1621), искусство боя без оружия тогда уже не было значимым в войне. Если понятие эффективности боевого искусства изменялось в соответствии с вооружением, используемым в бою, то тогда почему Каратэ получило свое развитие?

57. Распространение Каратэ

Социальная иерархическая система Рюкю под властью клана Сацума стала меняться на японскую модель. Культура японского сословия воинов считалась более развитой, чем на Окинаве. Боевое искусство, практиковавшееся тогда в среде сидзоку, носило больше смысл символической демонстрации их социального статуса, который определял принадлежность к сословию воинов (самураи), имевших право на ношение мечей. Но так как на Окинаве социальная иерархическая система до оккупации японцев была другой, и оружие было запрещено, то сидзоку в виде символа их статуса тайно развивали То-Тэ. В 17-18 века жизнь на острове была тяжелой и нередко обедневшие сидзоку сначала переходили в ремесленники или торговцы, а потом и в крестьян и рыбаков. С этими переходами из одного сословия в другое То-Тэ понемногу проникало и в другие социальные слои. Об этом свидетельствует расширение употребления термина «Тэ» - Тэ рыбаков, Тэ ремесленников, Тэ крестьян. Такое положение привело к тайному образованию сети практиков То-Тэ в различных слоях общества. Сохранению в тайне То-Тэ способствовало, с одной стороны, что это была привилегия только сидзоку, а с другой - клан Сацума не желал распространения боевых искусств в среде рюкюсцев. Согласно свидетельства мастера Гима «Мой дед рассказывал, что до его рождения То-Тэ практиковалось только в деревне Кумемура. Говорили, что Сюри-Тэ стало распространятся г-ном Макабе (Makabe) после его возвращения из Пекина (конец 18 века). Затем его тайно наследовала семья Сакугава (Sakugawa), за ним Сокон Мацумура и Анко Итосу...».

Окинавский историк Фуйю Иха (Fuyu Iha, 1876-1947) писал в книге Остров ками Онари (Onari-Kami-no-Shima): «Полагаю считать справедливым, что То-Тэ жителями Рюкю было перенесено с континента, которые периодически на 1-2 года ездили в Китай по коммерческим делам и живали там в городе Фуцзянь в «Доме Рюкю» (торговое представительство Рюкю) во времена, главным образом, конца династии Мин (1368-1662) в 17 веке. В то время на Рюкю действовал запрет на оружие, поэтому стали развиваться методы ведения боя без оружия. Мой дед также много раз ездил в Фуцзянь, где изучал эти методы, но он категорически отказывался признаться в этом.». Дед г-на Иха в истории Каратэ считался большим мастером.

Основываясь на этих свидетельствах, можно констатировать, что в конце 18 века, То-Тэ было известно в разных слоях общества, но говорить о массовой практике То-Тэ всем населением Рюкю нельзя, потому что передача его в те времена происходила тайно. Эти же свидетельства дают основу предполагать, что истоки стиля Сюри-Тэ, который считается наиболее распространенным на Рюкю, восходят к 16-17 веку. Также можно сказать, что в то время на острове существовала благоприятная среда для распространения боевого искусства.

Основываясь на фактах, имеющихся в настоящее время, невозможно более точно установить значение в истории Каратэ таких лиц, как Вансю, Кусанку, Сакугава, Яра (Chatan Yara, 1668-1756) и т.д. Возможно исследования, которые в настоящее время ведутся в Японии по истории и традициям архипелага Рюкю со временем позволят нам узнать больше.


Обсудить публикацию на Форуме

58. Мастер Мотобу

Мастер Фунакоси стыл в обществе человеком безупречных манер. Каратэ-До-Ньюмон: "В Каратэ-До бой начинается и заканчивается вежливостью - в этом суть боевого искусства. На Окинаве, как нигде, веками чтили правила этикета. Чтили и гордились этим. Знаменитые ворота замка Сюри называются "Врата учтивости"."

Но все же имелось одно исключение – мастер Тёки Мотобу. Основная причина была в том, что мастер Фунакоси и мастер Мотобу имели разные взгляды на то, что такое Каратэ.

Тёки Мотобу родился в селении Акахира (Akahira) недалеко от города Сюри 5 апреля 1870. В семье было трое сыновей - Тёйю, Тёдзун и третьим был - Тёки. Его отец Тёсин (Choshin, он же – Yasushi, Tomura) происходил от шестого сына короля Рюкю Сё-Сицу (Sho-Shitsu, 1648-1669), а именно принца Сё-Ко (Sho-Ko-(Shin), китай. – Shang-Hao; он же - Мотобу Тёхей (полностью - Sho-Ko-Shin Motobu-Oji-Chohei, 1787-1834, правление - 1803-1828), из окинавского королевского семейства Удун (Иваи (Iwai) 1994). Поэтому в семье Тёки сохранялась характерная для королевской семьи приставка «Сё» (Cho) (Селлс (Sells) 1996). Согласно исследований известного историка Окинавы Киндзё Хироси (Kinjo Hiroshi), мать Тёки была незаконной женой его отца, она была наложницей. Таким образом Тёки был полукровным братом своего старшего брата Тёйю. Возможно, в детстве ему напоминали об этом и это отразилось на формировании его характера. Тёки очень любил своего дядю, который был уфутику (ufuchiku – офицер полиции), а также был преподавал Кобу-Дзюцу. Он часто посещал дом отца Тёки и вел с Тёки беседы.


Илл. 63 – Мастер Тёки Мотобу
В семье Мотобу передавался свой семейный стиль Го-Тен-Тэ (Go-Ten-Te, он же - Bushi-Te)), напоминающий Айки-Дзюцу, который создал прапредок Тёхэ Мотобу (позже Тёки переименовал его в Мотобу-Ха-Косё-Рю-Кенпо-Каратэ). Тёйю Мотобу, как старший из сыновей, стал официальным приемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание их семейного стиля Уэхара Сейкити (Uehara Seikichi, 1904-2004), так как Тёки переехал жить на Хонсю. В 1949 году, мастер Уэхара создал собственную школу и назвал ее Мотобу-Удун-Ти (Motobu-Udun-Ti).

Для укрепления физической силы он использовал тиси (chisi – короткая палка с каменной насадкой с одной стороны, типа булавы) и саси (sashi - короткая палка с каменными насадками с обоих сторон, типа гантелей). Стиль Тёки Мотобу характеризовался, естественными и высокими стойками - сидзэнтай (shizentai), как, впрочем, и всех старых мастеров того времени, в т.ч. мастера Фунакоси, отсутствием хикитэ и явным стремлением к бою на ближней дистанции. Характерной особенностью его боя была быстрая техника рук, прямые удары ногами в колено и в пах, «вязание» рук противника, а также сбивание баланса противника с последующей контр-атакой. За свои непредсказуемые движения Тёки прозвали Сааруу (Saaruu – Обезьяна). Он же известен, как один из основоположников практики кумитэ. В 1920-ых, мастер Фунакоси еще только размышлял о практике кумитэ, когда мастер Мотобу, в 1926, издал книгу Окинава-Кенпо-Тоу-Ти-Дзюцу-Кумитэ-Хен, посвященную кумитэ.

Из статьи Сейдзин Дзахана (Seijin Jahana) Тёки Мотобу - предшественник боевого Каратэ (Choki Motobu, a Forerunner of Combative Karate), опубликованной в феврале 1978 в окинавском журнале Аои-Уми (Aoi-Umi, теперь уже не выпускается), посвященном мастерам окинавского Каратэ.

«Мастер Мотобу, несмотря на свое высокое происхождение, был известен своей грубой натурой и (возможно) был неграмотен. Почти каждую ночь он ходил в квартал, типа Цудзимати (Tsujimachi), и дрался на улице с людьми, которые выглядели сильными. Из-за этого, его репутация среди каратэк была неважной. Но в таких боях ему не было равных. Возможно он считал, что уличные драки могут являться одним из способов своего совершенствования. Но не смотря на то, что люди осуждали его за это, они не могли не признать, что его боевые навыки уникальны и удивительны. Он создал собственные методы кумитэ в Каратэ. Из-за этого говорят, он редко брал учеников, поскольку боялся, что его методы кумитэ могут быть «украдены».

Говорят, что из ката он практиковал только Найханти-Сё, которое он изучил у своего первого учителя, мастера Итосу. Это не так. В его книгах приводятся описания ката Сантин, Годзюсихо, Сейсан, Сейентин, Супаринпей, Найханти 1-3, Пассай 1-2, Тинто, Тинте, Вансю, Рохай и Кусанку.

Но мастер Мотобу был неглубоко посвящен мастером Итосу в стиль Сюри-Тэ. Говорят, мастер Итосу прогнал его, устав от бесконечных жалоб на уличные драки Тёки.

Следующим его учителем стал мастер Сицунен Токумине (Shitsunen Tokumine). Мастер Токумине был из любителей много выпить. Тёки носил ему бутылки сакэ (рисовое вино) в качестве платы за уроки. Но однажды, мастер Токумине, будучи в состоянии изрядного подпития, устроил в квартале Цудзимати дебош, а затем устроил большую драку с тикусадзи (сhikusaji – полицейскими). В результате он был арестован и выслан на отдаленный остров Иеяма (Yaeyama) архипелага Исигаки (Ishigaki), где и провел остаток своей жизни. Мастер Токумине также считался мастером Бо-Дзюцу. Мастер Тётоку Киян под именем Киян Миигваа (Kyan Miigwaa (маленькие глаза) посетил остров Иеяма, чтобы изучить бо-ката мастера Токумине, но не успел, мастер Токумине уже к этому моменту скончался. К счастью, владелец одной маленькой гостиницы, где мастер Токумине однажды останавливался, изучил у него это ката, и таким образом он смог передать его мастеру Киян. На острове Иеяма до сих пор практикуется бо-ката Токумине-но-Кун (Tokumine-no-Kun).

После того, как мастер Токумине был сослан на отдаленныйу остров, Тёки поступил в до-дзё мастера Косаку Мацумора. Когда он попросил Мацумора принять его в ученики, он назвался именем Сезоко (Sesoko), а не Мотобу, так как опасался, что мастер Мацумора откажет ему, как его первый учитель, мастер Итосу. Мастер Мацумора принял его, но вскоре плохая репутация уличных драк Тёки дошла и до него. Он узнал, что Тёки Мотобу, по уличной кличке Обезьяна, и его ученик – это одно и то же лицо. Мастер Мацумора спросил его:
- Почему вы мне солгали, что ваше имя Сезоко?
- Я не врал. Меня зовут не только Мотобу, но также и Сезко. Это фамилия моей матери. Так меня звали в детстве в деревне моей матери.
- А вы не врете опять?
- Нет, сенсей!
Мастер Мацумора разрешил ему остаться в своем до-дзё.

Тёки был очень беспечным человеком, он вообще не задумывался о деньгах. Он всегда тратил все деньги, что имел и это сказалось в последнем периоде его жизни. Когда его семейное дело по гужевому извозу на Окинаве обанкротилось, он, таким образом, примерно в 1921, со своей семьей решил переехать в Осака.».


Илл. 65 –Цунео Норигути
Переехав в 1921 году в Осака, Мотобу начал пропагандировать свой стиль через показательные выступления и поединки со всеми желающими. Мастер Оцука: «Г-н Мотобу появился на Хонсю незадолго до мастера Фунакоси. Он работал в некоей компании в Осака, Мотобу имел авторитет сильного мастера. Например, во время боя с Цунео Норигути («Пистон») (Tsuneo Horiguchi («Piston»), 1914-1950 – один из первых чемпион по боксу в полулегком весе (126 фунтов) Японии, изучал также Каратэ-До и Кен-До) Мотобу блокировал все его атаки и ни один из ударов Норигути его не коснулся. В любом случае, в свои 50 лет он был бесспорно очень силен.».

В другом источнике говорится, что это был российский (!) боксер. Из статьи Сейдзин Дзахана: «Владелец меблированных комнат, в которых жил тогда Тёки, предложил ему провести бой с гастролирующим тогда в Японии боксером. Это произошло случайно, он увидел рекламу в газете промоутера, г-на Джонсона (Johnson), который искал соперника для поединка и показал ее Тёки. Но тот не умел читать, тогда владелец комнат, в шутку, предложил Тёки принять это предложение. К его удивлению, Тёки сразу согласился.

В день матча зал был заполнен до отказа. «Тёки – сошел с ума», - говорили многие зрители. Боксер был рослым гигантом. Тёки был невысок. Тёки предложили надеть перчатки, но он отказался. В первом раунде, боксер загнал Тёки в угол ринга. Тёки не ожидал, что он настолько силен и яростен: «Я не смогу. Я проиграю», - мелькала мысль у него. «Но, если я окажусь в нокауте, я скомпроментирую себя перед мастерами Каратэ.». Но первый раунд Тёки хоть с большим трудом, но выстоял. По первому раунду, боксер, возможно решил, что легко выиграет у Тёки, поэтому он стал меньше думать о защите. Заметив это и воспользовавшись подходящим моментом, Тёки ударил. Боксер упал на циновку и не смог продолжить бой. Зрители не сразу поняли, что случилось, поняв, что Тёки победил они приветствовали его криками и аплодисментами. Об этой победе Тёки написали многие газеты и журналы, таким образом имя Тёки Мотобу стало известно по всей стране.

Мастер Фунакоси стремился преобразовать Каратэ по принципу «До», а Каратэ мастера Мотобу по существу оставалось «Дзюцу». Мастер Оцука писал: «Мотобу происходил из благородной окинавской семьи. Он был довольно высокомерен в общении с Фунакоси, несмотря на то, что мастер Фунакоси был признан мастером Кано.». С юности Мотобу мечтал прослыть самым сильным человеком на острове. Он был завсегдаем кварталов красных фонарей, если не был занят очередной дракой. В 1927 году он переехал в Токио, где между ним и мастером Фунакоси возникли серьезные разногласия. В отличие от мастера Фунакоси, он не был приверженцем традиций Бу-До. Каратэ-До-Ньюмон: «Люди, занимающиеся Каратэ, порой дают пищу для различных небылиц. Например, неискушенный человек может задать вопрос: «Вы действительно можете рукой расколоть камень? А правда, что вы способны рукой пробить грудь человеку?» Тот, кто ответит, что такие «подвиги» неприемлемы для избравшего путь Каратэ-до, будет прав. Но есть каратэки, вернее претендующие на это, кто самодовольно ухмыльнется и небрежно бросит: «Как сказать, иногда я...». И все. Собеседник получает совершенно искаженное впечатление об искусстве благородного боя. Он испытывает противоречивые чувства. И страх, и ужас, и желание преклониться перед человеком, наделенным сверхъестественной силой. Но хуже другое, есть люди, которые сильно преувеличивают и тем самым искажают истинную природу Каратэ-До. Они, как на грех, бывают прекрасными красноречивыми и убедительными ораторами. Поэтому им верят безоговорочно, что Каратэ - это нечто, внушающее ужас. Это - ложь. Более того, эти болтуны от Каратэ прекрасно об этом знают. Зачем они это делают? Хороший вопрос...».

В книге Нихон-Бу-До-Тайкей (Nihon-Bu-Do-Taikei – Японская энциклопедия Бу-До) есть рассказ мастера Оцука о конфликте этих двух мастеров в до-дзё Ясухиро Кониси в 1929(?) году: «Через год в до-дзё Кониси появился г-н Мотобу. Мотобу был силен в бою, но плохо знал ката, поэтому упреки г-на Фунакоси, что «Мотобу не знает Каратэ», имели некоторые основания. Как-то раз, разозленный этой критикой Мотобу привел мастера Дои, 4 дана Дзю-До, в до-дзё Кониси. Следуя пожеланиям Мотобу, Дои схватил Фунакоси за ворот и рукав, а Мотобу заявил: «Посмотрим, что ты сможешь сделать с помощью ката, которыми так гордишься.». Фунакоси тогда было уже более 60 лет, он был сухощав и имел рост немногим более 150 см. Но Фунакоси был серьезен и искренен, и вместо того, чтобы уклониться от боя, он пытался изо всех сил освободиться с помощью сото-уке и ути-уке, но это было бесполезно, противник поднял его и прижал к стене. После этого Мотобу обратился ко мне (Оцука) и спросил: «Ну, а что можешь ты?». Я не долго думал и охотно принял вызов. Если в боевом искусстве, физическая сила предопределяет все, то как искусство оно теряет свой смысл. Существо мастерства и состоит в том, чтобы победить противника излишне не напрягаясь. Мотобу считал наиважнейшим свободные бои и настаивал на том, что ката ценны только тогда, если их практика что-то значит в бою. Даже, если жесты и формы красивы, но они не позволяют выиграть в бою, в таких ката нет смысла.». Оцука, долго изучавший Дзю-Дзюцу легко расправился с противником, Мотобу впечатлившись этим, решил изучить некоторые приемы Дзю-Дзюцу.

Сам мастер Кониси писал об этой встрече так: «В 1931(?), Мотобу, другой большой мастер окинавского Каратэ-Дзюцу, переехал из Осака в Токио. Мотобу плохо говорил на японском диалекте Хонсю (Yamatoguchi - стандартный японский язык), поэтому я сопровождал его в качестве переводчика. Мастера Фунакоси и Мотобу имели о друг друге невысокое мнение. Первый говорил: «Мотобу – обезьяна, от которой никогда не знаешь, что ожидать.». Второй насмехался: «Каратэ Фунакоси - это плохой товар. Его Каратэ - это танцы.». Говорят, что Мотобу сделал вызов Фунакоси, и в этом поединке подсек его аси-барай (аshi-barai - боковая подсечка ногой) с последующим ударом кулака в лицо. Но, так как я сам не видел этого поединка, то не могу утверждать достоверность этой истории. Все эти внутренние проблемы Каратэ широко обсуждались в печати, поэтому об их взаимоотношениях знало множество людей.».

Говорят, что Мотобу проиграл в Японии трем мастерам – Оцука, Кониси и Мияги. Мастера Мияги и Мотобу не сталкивались до 1912, но о репутации друга друга были наслышаны. Однажды, приятель Мияги, Токеси, предложил посмотреть петушиные бои. В то время на Окинаве они были очень популярны. Но Токеси завел Мияги прямо в дом Мотобу. Тёки на днях от удара черепицей в драке получил огромный синяк на лице, который еще не прошел. Тёки сказал, что недавно разучил новый прием и Токеси попросил показать его. Мотобу к этому моменту уже изрядно выпил авамори (окинавское сакэ) и от него можно было ожидать любой выходки. Обстановка накалялась. «Иди-ка сюда», - сказал он Мияги, - «скажи, кто победит, тот, кто держит или тот, кого схватили», - задал он свой любимый вопрос. Мияги ответил, что это зависит от мастерства каждого из двух. Тогда Мотобу заявил: «От моего захвата не избавиться», - и намереваясь сделать бросок, схватил Мияги за одежду. Но тот был готов к этому, поэтому сделав отвлекающее движение, ударил Тёки в пах коленом, а затем захватил большой палец руки, вынудил сдаться.

Это – история, и что в ней правда, неизвестно. Несмотря на собственные, настоятельно аргументированные представления о Каратэ, мастер Мотобу недооценил количества сторонников Каратэ мастера Фунакоси и его все возрастающего авторитета. Как и мастер Фунакоси, мастер Мотобу вел свой клуб при университете Васеда. Но его ученики сочли, что его методы обучения, основанные только на кумитэ и ката Найханти, слишком ограниченны, и клуб просуществовал всего 2 или 3 года. В 1936, мастер Мотобу вернулся на Окинаву, чтобы углубить свои знания. Он посетил множество до-дзё, беседовал с мастерами разных стилей, изучал различные ката. Ему удалось разыскать своего бывшего учителя, мастера Ябу Кенцу. Ябу был уже в довольно преклонном возрасте и больше не преподавал, и все же он нашел в себе силы поделиться своими знаниями с Мотобу. Пробыв на Окинаве несколько лет, Тёки вновь выехал в Японию, чтобы вскоре вновь вернуться на родину.

Когда, через несколько лет, он умер, после него почти ничего не осталось. Но одна из идей мастера Мотобу была правильной, стиль мастера Фунакоси в 1920-ые годы был устаревшим, хотя, вероятнее всего, это было характерно для большинства методов обучения того времени. Но уже через 10 лет, с приходом новой волны мастеров и пересмотром методов обучения этот недостаток был устранен.

Оригинальные ката Мотобу-Рю: Адзи-Ката-но-Майно-Тэ (Aji-Kata-no-Maino-Te), Гассен-Тэ (Gassen-Te), Каеси-Тэ (Kaeshi-Te - Попеременные руки), Карами-Тэ (Karami-Te), Мото-Тэ-Ити (Moto-Te-Ichi, также Mutu-Di-Sanchin или Moto-Te-Sanchin, представляет собой мягкую форму Sanchin), групповое ката Мото-Тэ (Moto-Te - ni, san, yon, go), Наге-Тэ (Nage-Te - Бросающие руки), Огами-Тэ (Ogami-Te - Молящие руки), Тэ (Te), Тори-Тэ (Tori-Te - Ловящие руки), Тори-Тэ-Каеси (Tori-Te-Kaeshi - Ловящие и попеременные руки), Ура-Каеси (Ura-Kaeshi), Нуки-Тэ (Nuki-Te - Пальцы рук).

Современный Сёто-Кан основывается на сбалансированной практике кихон, ката и кумитэ. Но думается, что и в «устаревших» методах обучения мастера Фунакоси было нечто такое, что в результате привело к увеличению популярности Каратэ. Несмотря на чрезвычайно консервативные методы, его Каратэ представляло из себя искусство, а Каратэ мастера Мотобу, хоть и включало множество ценных понятий, все-таки было ограничено несколькими методами. Стиль мастера Мотобу был по существу личным, основанным только на его уникальном опыте уличных боев и сугубо прагматичном подходе к Каратэ. Это делало его методы естественными и эффективными в бою, но не подходящими для обучения множества учеников. Безусловно, мастер Мотобу был выдающимся мастером, но история показала, что стиль мастера Фунакоси имел больший потенциал для развития, и в своей популярности он опередил мастера Мотобу.


Илл. 66 – В до-дзё мастера Кониси (крайний справа). Четвертый слева – мастер Мотобу, в центре – Ямагути Обосан (Yamaguchi Obosan) и три студента университета Тюё, примерно 1930-ые годы
Тем не менее, многие известные мастера того времени, среди которых было множество основателей своих стилей, изучали стиль мастера Мотобу: Ясухиро Кониси - основатель Синдо-Сидзэн-Рю (Shindо-Shizen-Ryu); Масаёси Митозе (Masayoshi Mitose) – основатель Кенпо-Каратэ-Косё-Сёрей-Рю (Kempо-Karate-Koshо-Shоrei-Ryu); Мацуяма Синсуке (Matsuyama Shinsuke) – основатель Кемпокан-Рю (Kempоkan-Ryu), Канесима Синеи (Kaneshima Shinyei) – основатель Иссимине-Рю (Isshimine-Ryu); Канесима Синсуке (Kaneshima Shinsuke) – основатель Тодзан-Рю (Tozan-Ryu); Нагамине Тёсин (Nagamine Shоshin) – основатель Мацубаяси-Рю (Matsubayashi-Ryu); Накамура Сигеру (Nakamura Shigeru) – основатель Окинава-Кемпо-Каратэ (Okinawa-Kempо-Karate); Оцука Хиронори – основатель Вадо-Рю; Симабукуро (Симабуку) Тацуо (Shimabukuro (Shimabuku) Tatsuo) – основатель Ис-Син-Рю (Isshin-Ryu); Уэсима Санносуке – мастер Кюсин-Рю (Kushin-Ryu); Тацуо Ямада (Tatsuo Yamada); Юкимори Куниба (Yukimori Kuniba); Кацуя Мийяхира (Katsuya Miyahira); Тёдзо Накама (Chozo Nakama); Цуоси Титозе (Tsuyoshi Chitose); Ейдзо Симабуку (Eizo Shimabuku).

Говорят, что кроме мастера Мотобу, мастер Фунакоси имел некоторые разногласия с мастером Канкен Тояма, который тогда преподавал в Сюдо-Кан в Токио, но об этом сохранилось мало сведений.


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.