Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

36. Формирование философии Бу-До

Синто и Буддизм в эпоху Хейан (до 1600 года) были официальными религиями Ко-Рю. Следующие школы, возникшие в период Эдо (1600-1868 годы, правление Токугава), находились по влиянием в некоторой степени еще Синто, но больше - Даосизма, Буддизма и в особенности - Дзэн. Правда, Дзэн был распространен в некоторых школах еще в период Камакура (Kamakura, 1300), но судя по записям дзэнских учителей Такуан и Хакуин, он не особенно влиял на философию боевых искусств.

37. Синтоизм

Самой древней религией, характерной только для Японии, является Синто (букв. - Путь богов). Долгое время Синто существовал, как народное язычество, пока в своде законов «Тайхора» (702 год) он не получил статуса государственной религии. В Синто насчитывается более 8 миллионов всевозможных духов, например, рек, гор, озер, искусств, ремесел и т.д. Согласно Синто, люди после смерти превращаются в духов, от которых они произошли, то есть духи используют людей, чтобы через них действовать в реальном мире. В Синто нет ни молитв, ни чтений священных текстов, достаточно участия в храмовых праздниках и ритуалах. Ритуалы в Синто не менее важные, чем в Даосизме. Все в жизни, будь то приветствие или чаепитие, сопровождается тщательнейшим ритуалом. Цель Синто — гармоничное сосуществование человека с природой. С этим связан японский обычай украшения дома элементами природы - небольшим садом, лужайкой, живописным озерцом и т.д. Во времена всех захватнических войн Японии, синтоизм всегда получал лидирующее положение, так как на его основе строились идеи национализма и милитаризма. Согласно идей Синто, Япония — это страна богов, поэтому ей отводилась особая роль в Азии, где она должна занимать главенствующее положение. В основе лежит идея божественного происхождения японского императора, особого духа японского народа и превосходства Японии над остальными народами. Долгое время эту идею сдерживали Буддизм и Даосизм, проникшие в Японию из Китая, привнеся свои элементы в жизнь японского общества.

38. Даосизм

Философия Даосизма развита одним из первых философов древнего Китая - Лао-Цзы (6 в. до н.э ). Основой Даосизма (букв. - Путь, метод) стала знаменитая книга «Дао и Дэ» (Дао-Дэ-Цзын) Лао-Цзы (579-499 до н.э.). Она состоит из 2 частей – Дао (Благодать) и Дэ (Благая сила). В ней описана модель мира, где над всеми богами, включая верховное божество - Небесного Владыку, главенствует таинственная сила, управляющая вселенной - Дао. Кроме того, в ней сформулированы этические нормы (ритуалы), необходимые для всеобщего человеческого блага. Например, не кичись заслугами, не унижай слабого, живи в мире и согласии с другими, не желай богатства и роскоши, довольствуйся малым, не кради, живи, не противодействуя Дао, не ломай установленный свыше порядок, чти его, благоговейно следуй ему и все само собой придет. Таким образом, даосизм предлагает нравственность, которая может быть определена как природно-космическая: следуй естественной природе – и будешь счастлив и здоров, как физически, так и духовно.

39. Конфуцианство

Главной идеей Конфуция (Кун-Фу-Цзы, K'ung-Fu-Tzu, 551-479 до н.э.) является служение и улучшения общества. В основе - точное следование ритуалу, который представляет собой выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в семье, на работе и вообще в обществе должны строиться на ритуале. Еще одной целью Конфуцианства является обретение характера благородного мужа, то есть - человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно только через следование ритуалам, в которых народу, согласно Конфуцию, отводилась подчиненная роль, ибо добродетель народа заключалась в слепом повиновении знати, что соответствует, якобы, воле Небес. Конфуцианство признает существование духов, демонов, богов. Огромную роль играет культ предков. Умершие являются проводниками между миром духов и людей и без их совета не предпринимается ни одно серьезное дело.

40. Буддизм – смесь религий и учений

Буддизм родился в Индии, откуда он перешел в Китай, а затем в Японию. В буддизме считается, что человек может обрести духовное просветление собственными силами. После смерти Будды его последователи разделились на две группы: (1) Южный буддизм - Малая колесница (Хинаяна). Согласно этой группы, спастись могли только монахи, причем только достигшие просветления. (2) Северный буддизм - Большая колесница (Махаяна). Согласно этой группы, спасение человека может достигаться за счет собственных усилий, с помощью уже достигших просветления существ - будд и бодхисаттв. Буддизму свойственны многочисленные секты. Раздел между буддийскими сектами происходит из-за различных взглядов на будд и бодхисаттв, которые помогают человеку.

41. Буддистская секта Амида/Дзёдо

Амида/Дзёдо относится к Большой колеснице (Махаяна). Амида/Дзёдо - означает «Чистая земля» (Рай) - самая распространенная буддистская секта Японии. В основе Амида/Дзёдо - поклонение будде Амида (Амитабха), повелителю рая (Чистой земли), который находится где-то на Западе. Признак секты Амида/Дзёдо - это обращение к будде Амида с помощью многократных повторов сутры «Наму-Амида-Буцу» (Слава будде Амида). Священники Амида/Дзёдо утверждают: «Ты возродишься в раю, если будешь творить добро, и возродишься в аду, если будешь творить зло». Также они утверждают, что человек может прожить 6 жизненных перевоплощений: (1) жизнь человека, (2) жизнь в раю, (3) жизнь животного, (4) жизнь в вечных войнах, (5) жизнь в вечном голоде, (6) жизнь в Нирване. Изначально секта Амида/Дзёдо появилась в Китае, в Японию она пришла около 1000 лет назад. Здесь она попала под влияние Синтоизма и других форм культа предков. В результате, Амида/Дзёдо начала придавать важное значение ритуалам похорон и поклонению предков. Самым главным священником Амида/Дзёдо был Синран (1173-1262). Его знаменитые слова «Акунин сёку» (Даже вор спасется) сравниваются с «Hагорной проповедью» Христа. Синран учил, что соблюдение целибата и монашеский образ жизни не являются обязательными. Он основал традицию, допускающую женитьбу храмовых священников, соблюдающих ограниченный набор обетов. Во второй половине 19 века, правительство Мейдзи издало декрет, согласно которому священники всех японских буддийских сект могли заключать браки. После этого в Японии постепенно отмерла традиция монашества. Амида/Дзёдо известна отчаянным сопротивлением ее уничтожению большинством японских правителей. В 17 веке, Токугава расколол Амида/Дзёдо на два направления - Хонганзи и Отани, чтобы ослабить секту, угрожавшую сегунату в Эдо. Несмотря на то, что оба направления схожи, их отношения нельзя назвать дружественными.

42. Буддистская секта Нитирэн

Нитирэн также относится к Большой колеснице и во многом очень схож с сектой Амида/Дзёдо, только сутра для многократного повторения другая – «Наму-Мёхо Рэнгэ-Кё» (Слава Лотосу Чудесной Дхармы). Здесь объектом поклонения является сам Будда.

43. Буддистская секта Сингон/Миккё/Тендай

Секта Сингон (Истинные слова Будды - букв. санскрит. - Мантра), как и секты Амида/Дзёдо и Нитирэн, появилась в Японии более 1000 лет назад и, до 1600, широко распространилась среди привилегированного сословия. Сингон, как и другие буддиские секты имеет общую цель – просветление человека, но пути достижения этого у него другие. В Сингон ритуалы восходят к древнейшим источникам, может быть, столь же древним, как доисторические шаманские обряды, следы которых прослеживаются в Индии, Тибете, Китае, Монголии и Японии. Дзэн снизил значимость этих тайных важных обрядов и перенес приоритеты на значимость состояния Разума, то есть на достижение Пустотности (Му-Син). Количество божеств в Сингон среди всех буддиских сект наиболее многочисленное - не только будды и бодхисаттвы, но и духи. Сингон основывается на священных сутрах «Великого Солнца» (Дайнити-Ке) и «Алмазного Венца» (Конго-Ге). Главным священником Сингон является монах Кукай (774-835), который утверждал, что все происходит от Великого Солнца, которое создало 6 первоэлементов - Землю, Воду, Огонь, Ветер (Воздух), Пространство и Сознание. Деятельность Великого Солнца проявляется в трех видах: жизни, звуках и разуме Вселенной. Основные ритуалы Сингон – это саммицу (мудра) - знаки пальцами рук, имеющих сакральное значение, кумицу - повторение мистических заклинаний и имицу - медитация, в которой применяются мандалы (зрительные образы), символизирующие какого-либо будду или бодхисаттву. Говорят, что последователи Сингон - настоящие мастера как в хорики (чудесах), так и в боевых искусствах, например, они могли летать, творить чудеса, лечить смертельные недуги, убивать людей заклинанием, предсказывать будущее, разговаривать с духами, сражаться с чудищами и т.д. Главными храмами Сингон были Энрякудзи в Киото на горе Хиай и Конгобудзи на горе Куйа. Энрякудзи был уничтожен Ода Hобунага во времена междуусобных войн, поэтому сохранился только Конгобудзи.

44. Секта Дзэн – Дух всех религий

Во времена юности мастера Фунакоси, боевые искусства Окинавы находились под влиянием даосизма (конфуцианства). Японское Бу-До, под влиянием – Дзэн. Таким образом с момента введения Каратэ-До в Бу-До, на него также распространилось влияние Дзэн.

Основанный на Малой колеснице (Хинаяна), Дзэн стоит особняком в буддизме. Когда основная философия Японии сменилась на дзэн, боевые искусства стали нуждаться в новой доктрине для своей духовной основы. Из Дзэн были взяты многие идеи и методы, например, Дзан-Син.

Дзэн не является ни философской, ни религиозной системой. Дзэн исходит из глубин человеческого ума. Мы сами учим себя, а Дзэн лишь подсказывает Путь. Нет в нем ни бога, которому нужно поклоняться, ни незыблемых принципов, которые нужно выполнять, ни священных писаний, ни догм, ни тайных иносказательных формул, ни религиозных обрядов, которые следует соблюдать, ни потустороннего мира, куда душа уходит после смерти. В Дзэн нет даже самой души, бессмертие и благополучие которой столь важно для некоторых людей. Дзэн называет себя Буддизмом, но считает сутры, излагающие буддистские учения, бумажным мусором, единственное назначение которого - вытирать интеллектуальную грязь. Поэтому, если спросить конкретно, чему учит Дзэн, то самым правильным ответом будет - ничему.

Однако Дзэн - это не тотальное отрицание. Дзэн вообще ничего не отрицает и ничего не утверждает. Ведь в случае отрицания всегда подразумевается нечто существующее. Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, возникающим из ограниченности интеллектуальной логики. Дзэн выше логики, он ставит своей целью достижение высшего утверждения, в котором нет противопоставления. Поэтому в Дзэн существование бога не отрицается, но и не утверждается.

В дзэнских храмах есть изображения будд, бодхисаттв, ками и других существ, однако последователи Дзэн относятся к ним как к обычным украшениям, как, например, цветам и каменным фонарям в саду. Если вам хочется, то можете поклоняться цветущей вишне, говорит Дзэн, в поклонении растению не меньше смысла, чем в поклонении богам. Все религиозные ритуалы, которые совершают набожные люди, в точки зрения Дзэн считаются бессмысленными. Дзэн прямо утверждает, что йоги не достигают нирваны, а нечестивые монахи не попадают в ад. С точки зрения обывателя, это противоречит общераспространенной морали.

Дзэн - это дух человека. Он исходит из присущей этому духу природной внутренней чистоты. Любое вторжение в дух человека разрушает его целостность. Предание гласит, что родившись, Шакьямуни вознес руку к небу, а другой указал на землю и воскликнул: «Под небесами и на небесах я один лишь достоин уважения!». На что Уммон, один из уважаемых мастеров Дзэн, сказал: «Окажись я рядом, я бы не задумываясь убил его, а тело выбросил собакам.». Что могут подумать обычные люди о таком заявлении? Но другой мастер Дзэн, живший после Уммона, заметил: «Эти слова - подлинное подтверждение того, что Уммон мастер истины, и если понадобится, он пожертвует за нее свое тело и разум. Истина - это и есть любовь к Будде.».

Дзэн – это и не разновидность медитации, которая так модна в последнее время. Суть Дзэн вообще не связана с медитацией. В медитации человек сосредотачивает свой ум на чем-то, например, на единстве бога, на его бесконечной любви, на непостоянстве вещей и т.д. Дзэн же требует освобождения от всяческих надуманных человеческих стереотипов. Медитируют легкокрылые птицы? Медитируют глубоководные рыбы? Да, они просто летают или плавают. Разве этого не достаточно? Кому нужно каждый день напрягаться в размышлениях о единстве Бога и человека или о мимолетности жизни? Кто страждет того, чтобы прерваться от своих дел для того, чтобы помедитировать о милости господней или о вековечных адских муках? Поэтому Дзэн не навязывает идеи, о которой человек должен упорно размышлять. Дзэн - это легкая естественность, это облако, плывущее по небу. Оно движется, как ему нравится. Дзэн стремится освободить наш разум от всех ограничений, ведь даже идея о единстве всего сущего может стать препятствием на пути к безупречной духовной свободе.

Поэтому Дзэн не приглашает нас поразмышлять о том, что собака - это Бог или что 3 килограмма льна - это высшая реальность. Эти догмы из области философских или религиозных систем. Дзэн состоит из реальности, что огонь - горячий, а лед - холодный, поэтому в стужу - мы мерзнем и собираемся у очага. Интеллектуальные размышления и споры об этом, не приведут к истине. Однако и ощущение – это только миг реальности, вот он был и уже его нет.

Дзэн провозглашает себя сущностью Буддизма, но на самом деле, он является духом всех религий и философий. Когда на человека нисходит абсолютный покой, то кажется, что в кромешной тьме вспыхнул яркий свет, озаряющий природу вещей, которые кажутся мимолетными прекрасными цветами, исчезновение которых невозможно предотвратить. Перед взором предстает чарующий пейзаж, впереди будет один широкий путь, на котором отныне нет больше препятствий.


Обсудить публикацию на Форуме

45. Дзэн и Бу-До - два разных пути в одном направлении


Илл. 50 - Мастер Масатоси Накаяма

У Каратаэ и Дзэн – один путь. (Масатоси Накаяма)

Несмотря на то, что Дзэн и Бу-До – это два различных искусства, они разными способами пересекаются и содержат схожие принципы. Эта схожесть проявляется в том, что связано с просветлением и самообладанием. Новый интернетовский Мировой Словарь определяет Дзэн как поиск «просветления… через самоанализ и интуицию» (Вебстер), а Бу-До буквально переведено, как «Путь воина», то есть – «Путь» к просветлению через воинские методы, а не просто практика боевых навыков. В обоих этих определениях содержится понятие «просветление». Но, чтобы достичь просветления, сначала нужно достичь самообладания.

Есть три существенных понятия, общих для Дзэн и Бу-До - это Му-Син, Ис-Син (Is-Shin) и Дзан-Син. Му-Син, то есть - отсутствие мыслительных действий при выполнении каких-либо действий. (Леггерт (Leggett)). Ис-Син - Единое сердце, то есть настроение, при котором все мысли или намерения сосредоточены на выполнении одного конкретного дела. Дзан-Син – Отказ от сердца, то есть отсутствие непоколебимого личного мнения о каком-либо объекте понимания, но при одновременном понимании природной сущности всего происходящего во Вселенной. Это и «есть Ри или Универсальный принцип - сущности происхождения всего и всех действий из одного источника - природы, который проявляется в специфических ситуациях, но не замыкается на них.» (Леггерт). Эти три понятия гармонично дополняют друг друга. Му-Син позволяет Сердцу сосредотачиваться на непосредственно происходящем, и не быть отвлеченным при этом случайными мыслями. Ис-Син позволяет Ум и Тело слить в одно несгибаемое намерение. Дзан-Син позволяет Сердцу достичь уравновешенного состояния, которое обеспечивает основу для Му-Син и Ис-Син. Таким образом все три имеют уникальные характеристики, но при этом не могут существовать друг без друга.

Для успеха в действиях необходимы ясный Разум и Сердце, объединенные с правильной техникой. Леггерт: «Дзэнский монах, который возвысился над жизнью и смертью, посредством этого может быть мастером и в искусстве меча. Несмотря на различия методов обучения, дзэнский монах сконцентрирован на поиске нирваны, то есть в освобождении от бренности жизни, тем самым, он еще при жизни сживается со смертью, и она перестает страшить его». Это и есть – Просветление. Бу-До также ведет к отказу от страха смерти, не пренебрегая жизнью. Обучение в Бу-До сосредотачивается на методах и техниках, а также на ясности ума, позволяющим действовать эффективно в опасных ситуациях. Именно через это Бу-Дока достигает Просветления (уровень Ри).

Один из результатов их взаимодействия часто описывается, как абсолютное отсутствие мыслей. То есть, если зафиксировать свое мнение на чем-то (зациклиться), то невозможно будет реагировать на что-либо естественно, а естественная реакция – это Вовремя и Правильно. В частности, в Бу-До, зацикленность ума препятствует человеку быть в состоянии своевременно следовать ситуации, что приводит к тому, что при наличии хороших знаний техники и опыта ее применения, человек не способен ее применить при реальном столкновении, потому что его ум, например, зациклен на правильном ее исполнении. Такой человек не может реагировать на ситуацию стихийно, то есть исполнять элементы техники спонтанно, в соответствии с развивающейся ситуацией. Ситуация стремительно развивается, человек переполняется множеством мыслей о том, как действовать, и начинает подвисать, как перегруженный компьютер. В Дзэн, наличие конкретных мыслей, является негативом, который мешает просветлению. Например, сосредоточение на мысли о необходимости достижения состояния Му-Син, разрушается самой этой мыслью. То есть желание очиститься от всех ненужных навязчивых мыслей, может быть сведено на «нет» самой навязчивой мыслью избавиться от них (то есть происходит подмена одних мыслей на другие, что приводит к нулевому результату).

Тейсен Десимару (Taisen Deshimaru) заметил, что на Пути Дзэн и Бу-До люди проходят одинаковые стадии. Первый уровень (Сю) учит тактике работы с нашими желаниями и сознательными усилиями. Второй уровень (Ха) развивает способность иметь концентрацию без сознательного усилия. Третий и заключительный уровень (Ри), когда «Дух достигает истинной свободы» (Десимару). На третьей стадии человек в состоянии воплотить свой просветленный дух в практику ежедневных действий, то есть его Просветленный Дух окружает и проникает в каждое действие его жизни. Десимару писал: «Присутствие духа Дзэн или Бу-До в каждодневной жизни наполняет ее осмысленным содержанием. Каждый момент жизни, например, просыпаетесь утром, работаете, едите или ложитесь спать - это действия, являющиеся предметом для повышения собственного мастерства.». Это - главная цель и в Дзэн и в Бу-До.

В Дзэн иногда используются коаны (кoan) – наблюдение или рассмотрение некоего, изначально кажущегося пародоксальным утверждения, чтобы через его осмысление научиться пониманию более глубокой сути вещей. В прежние времена, практику Дзэн на осмысление одного коана подчас требовалось от 2 до 20 лет. Когда работа с одним коаном завершалась, переходили к следующему и т.д. Такая же методика есть и у практиков Бу-До – это изучение ката. В старые времена сосредотачивались на изучении одного ката и, только после его тщательного изучения, переходили к следующему. Леггерт: «В Дзэн все коаны разработаны с целью, чтобы исключить сосредоточение на обдумывании отдельных специфических деталей и увидеть всю картину происходящего сразу.». Коан, также как и ката, в какой-то момент прекращает быть только коаном или ката, становится частью мудрости человека.

Говорят, что все возможности Каратэ-До, можно понять на одном единственном техническом приеме. Мастер Фунакоси перед смертью сказал: «Теперь я понял (постиг, осознал) гедан-барай» (I now understand gedan-barai). Значение этих слов Фунакоси символично, ведь гедан-барай - это самый первый технический прием, с которого начинается Путь в Сёто-Кан. Мастеру Фунакоси, понадобилось более 70 лет жизни, чтобы понять, что смысл Каратэ-До может заключаться в одном единственном приеме.

В Дзэн, как и в Каратэ, считается, что вы полностью изучили тот или иной коан либо ката, если все что было заложено в этот коан или ката вы поняли. Леггерт: «Коан - Чтобы что-то схватить, достаточно одной руки, все остальное – неважно. Даже 1700 задач могут быть решены в одно мгновение.». Проблемой является то, что некоторые люди считают, что справились с ката или коаном, когда в действительности это не так. Леггерт: «Если люди научились изрекать только прописные истины, не понимая их, то это – Путь попугая, а не Дзэн». Также и в Каратэ, если ученики научились идеально делать технические движения, но где, когда и в какой момент их применять не понимают, то это Путь попугая. Если они не могут пойти в понятиях дальше, чем какое-то конкретное техническое движение, то они никогда и ничего не достигнут, а что достигли – со временем утратят, так как не пережитое, не пропущенное через себя, очень быстро забывается.

Следуя целям просветления и самообладания, Пути Дзэн и Бу-До неоднократно пересекаются. Интересно отметить, что идеология и терминология на продвинутых уровнях обучения одинакова для Дзэн и Бу-До. Несмотря, что специфика Дзэн и Бу-До различна, но ведут они, к одной и той же цели – к просветлению.

Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.