|
Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые. *Примечание - Елена Степина. ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИАвтор части переводов и составитель текста -Елена Федорова (ELF). 46. Ката мастера ФунакосиНе исполняй старых мастеров.
В Каратэ-До-Кёхан мастер Фунакоси пишет: «В старину требовалось почти 3 года, чтобы изучить одно ката. На изучение трех ката Текки я потратил 10 лет. Даже те, кто считались большими мастерами знали 3 или чуть более ката. Заявление знания большого количества ката нечего не значила. Но нельзя не признать ценности широкого представления о других ката, так как у каждого из них свои особенности. Чтобы легче познавать вещи, следует двигаться от простого к сложному, поэтому важно поэтапное обучение. Раньше мастера начинали учить со своего любимого ката. Это происходило потому, что методики обучения не было. Осознавая важность методик, я написал эту книгу, исходя из своего опыта многолетней практики. Ката являются фундаментальным предметом для получения навыков, если они изучены соответствующим образом. Я считаю достаточным изучение 18 ката: 11 из стиля Сёрин - Хейян 1-5, Бассай 1-2, Канку 1-2, Эмпи, Тинто и 7 из стиля Сёрей - Текки 1-3, Дзюте, Хангецу, Дзион и Нидзюсихо.». По всей видимости со временем, некоторое количество ката пропало, так как мастер не всегда находил способного ученика, а иногда предпочитал, чтобы ката исчезло вместе с ним. Тогда в истории оставалось только имя ката, но содержание его было никому не известно. Иногда передача была незаконченной вследствие смерти мастера или отказа ученика. В любом случае, передача ката осуществлялась посредством тела человека, на которое «записывалась» информация для других людей. До начала 1920-ых годов прошлого века, ката были нестандартизированы. Каждый мастер создавал свои интерпретации, поэтому теперь существуют многочисленные версии одних и тех же ката. В редких случаях, если они вообще имеются, до нашего времени сохранились оригинальные формы ката. Мастер Фунакоси предпочитал ортодоксальные формы ката, но, тем не менее, он внес в них некоторые изменения. Например, четыре сюто-уке в ката Пинан 2 и три сюто-уке в Пассай, изначально выполнялись на нижнем уровне. Мастер Фунакоси изменил их на средний уровень. Спустя годы, Каратэ стало более открытым, но проблема в получении достоверной информации о ката все еще сохранялась. Старые мастера по обычаю знали лишь несколько ката. Согласно высказываний самого Фунакоси, кто знал 4-5 ката считался большим мастером. Как он выразился в своей книге Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти: «Старые мастера имели узкое поле, но пахали на нем глубокие борозды. Современные ученики имеют широкое поле, но пашут мелко.». Каратэ-До-Ньюмон: «Обычай сохранять Каратэ в тайне был еще недавно. Лет 10 назад, я получил письмо от некоего господина из Окинавы: «Я знаю ката, которому никогда никого не учил. Хочу передать его вам до того, как умру». Я был тронут этими словами, но к сожалению, сам я тогда не мог поехать на Окинаву. Я попросил Гико навестить этого господина. Перед тем, как показать ката, этот пожилой господин тщательно закрыл все фусуми. После показа, он сказал: «Теперь я могу умереть спокойно. Многие просили меня научить этому ката, но я отказывался. Один просто ходил по пятам... и так надоел, что я согласился. Но я изменил и характер ката, и главные его движения. Если возникнут сомнения, скажи отцу: я научил тебя, ката как надо». В моей молодости такие случаи были нередкими. Это объясняет причину, почему у одного ката бывает много разных версий. И еще. Каждый ученик всегда «примеряет» ката на себя. Отсюда и некоторые изменения, а то и искажения.». Согласно некоторым свидетельствам разных людей, которые хорошо знали мастера Фунакоси, ката, которые он мастерски исполнял были Текки 1-3 и Канку-Дай. Он не знал достаточно 14 других ката, так как изучал их менее года и только для того, чтобы составить методику обучения. Поэтому передача этих 14 ката мастером Фунакоси могла иметь некоторые недостатки. Мастер Фунакоси уже закончил свою учебу в Сихан-Гако (Shihan-Gako или Shihan-Chu-Gako – старое название Окинавского педагогического училища), когда в нем мастер Итосу начал преподавать ката Пинан. Мастер Хиронори Оцука рассказывал, как мастер Кенва Мабуни исправлял его ката Пинан, которые он изучал у Фунакоси: «На Рюкю, Фунакоси уже закончил училище, когда мастер Итосу начал в нем преподавать Пинан, поэтому он его знал недостаточно.». (Каратэ-До, Karate-Do, издательство Sono, 1977). Есть некоторые факты того, что возможно мастер Фунакоси изучал ката Пинан у мастера Мабуни, в 1919, то есть – через 4 года после смерти мастера Итосу. Мастер Цутому Осима (Tsutomu Oshima), который довольно точно перевел первое издание Каратэ-До-Кёхан, и чей стиль является одним наиболее близким к стилю Фунакоси, рассказывал о ката Хангецу. Это его любимое ката и, вот, возможно после 50 тысяч повторений, у него возникло чувство, что в этом ката чего-то не хватает. Он проанализировал происхождение этого ката и пришел к выводу, что пробел возник из-за неправильной передачи мастером Фунакоси.
Мастер Фунакоси, осуществляя очередной поворот в истории Каратэ, должен был приложить титанические усилия, чтобы собрать нужное количество ката, достаточного для установления новой методики обучения. Очевидно у него не было возможности для их глубокого изучения, более того, не все мастера передали необходимые существенные детали. Учитывая проблемы, которые имел мастер Фунакоси при изучении этих 14 ката, он все-таки включил их в методику обучения, желая, чтобы пробелы в них в будущем были восполнены учениками. Похоже, это пожелание не только не осуществилось, и недостатки были не ликвидированы, но и сами ката приняты сейчас за окончательный вариант, к тому же исполняются они с усиленной жестикуляцией и с паузами в движениях, тогда как мастер Фунакоси исполнял их мягко и безостановочно. 47. Изменение Каратэ мастером ФунакосиКаждое направление Сёто-Кан пошло своим путем, но все они ссылаются на мастера Фунакоси, как основателя. Здесь важно замечание мастера Нанго (T. Nango), который преподает Каратэ более 30 лет и на чьи исследовательские труды по боевым искусствам ссылаются мастера в Японии: «... Честно говоря, сейчас нет ни одного направления Сёто-Кан, которое практиковало бы стиль Фунакоси. Используются только имена ката, данные Фунакоси, но не их содержание. Г-н Фунакоси создал Сёто-Кан, но интереснейший факт, что никто не практикует его стиль, никто... Уже в конце жизни, его ученики изменили его методику. Сёто-Кан был деформирован так, что его основы были почти полностью изменены. Я представляю какой это было для него драмой в конце жизни, констатируя, что почти все методы, которые он так старательно создавал, были утрачены.». (Т. Нанго, Путь постижения в Бу-До, издательство San-Ichi-Shoho, 1980, Токио). Замечание мастера Нанго веско, так как оно опирается на его знание стиля Фунакоси. То есть, можно с уверенностью сказать, что сегодняшний Сёто-Кан – это не тот стиль, который показан в первом издании мастера Фунакоси Каратэ-До-Кёхан (1935). Конечно, мир боевых искусств не может стоять на месте, но используя его книги и старые фотографии поучительно рассмотреть, как это происходило. Библиография мастера Фунакоси
То же самое и с человеческим организмом. Внешне никаких синяков, опухолей, кровоподтеков, но внутри могут быть серьезные повреждения - гематомы, трещины костей, разрывы, закупорки вен и т.д. Бывали случаи, когда человек, пропустивший удар, не чувствовал боли, но через некоторое время, вдруг проявлялись тяжелейшие последствия. Финал у таких историй довольно печальный – либо серьезная операция, либо инвалидность, либо смерть. В свое время, мастер Адзато постоянно повторял, что ни в коем случае нельзя пропускать никаких ударов, ибо они могут повлечь за собой смерть.».
В Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти были приведены следующие ката:
Вторая книга мастера Фунакоси Рентан-Госин-Тоу-Ти-Дзюцу (Воспитание тела и духа в Тоу-Ти-Дзюцу) вышла в 1925 году. Она была не столь полная, как первая Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти, но в ней были лучше показаны ката и раскрыта техника. В этой книге видно, что стиль, которому он тогда учил, довольно сильно отличался от современного. Его стиль менее амплитудный, более скрытный, стойки выше, жесты короче, а движение бедер и ног, не столь явные, как в современном Сёто-Кан. Но, как прокомментировал это г-н Анри Плие (Henri Plee – доктор истории, один из первооткрывателей Каратэ-До в Европе, государственный дипломированный специалист боевых искусств Франции, 5 дан Сёто-Кан), в его стиле исполнения ката, чувствуется определенная основательность (Ва). Его стилю была свойственна естественность и очевидная непринужденность движений, своего рода, искренность, то есть он не играл на публику. Таким образом можно сказать, что в 1925 году стиль мастера Фунакоси был ближе к классическому Сёрин-Рю. Ката мастера Фунакоси - это ортодоксальные версии современных ката Сёто-Кан. Главное различие состоит в способе, которым эти ката исполнялись. Его стиль был несколько более свободен, чем это принято сегодня. Современные ката исполняются более динамически, с более глубокими стойками, с явным центром и с остановками при исполнении. Схемы ката изменились незначительно, но определенные технические элементы были изменены существенно. Например, 3 удара ногами через стороны - мика-цуки-гери (miga-tsuki-geri) в Хейян 2 и в Канку были заменены ударами ногами вперед – мае-гери (mae-geri), блок локтем – татэ-эмпи-ути (tate-empi-uchi) в конце ката Тинто раньше исполнялся на среднем уровне, а теперь на верхнем. В Хангецу мастер Фунакоси применял особую форму кулака, с выставленным суставом указательного пальца – иппон-кен (ippon-ken), что теперь не делается и стойка была сантин-дати (sanchin-dachi), а не хангецу-дати (hangetsu-dachi), как теперь. В стойке киба-дати в ката Текки мастер Фунакоси носки стоп слегка разводил в стороны, что больше соответствует современному сико-дати (shiko-dachi). В старой версии ката Нидзюсихо вместо современного бокового удара ногой - ёко-гери (yoko-gеri) делалось - фуми-коми-гери (фуми-гери) боковой удар ногой сверху-вниз (fumi-komi-geri/fumi-geri). Строгое техническое соответствие, которое существует в современном Сёто-Кан, тогда было не столь выражено. Мастер Ясухиро Кониси рассказывал, что по сравнению с современными методами, обучение в 1920-ых годах, было гораздо проще. В 1935, вышла книга Каратэ-До-Кёхан, которая уже включала некоторые модификации, произошедшие за 10 лет, включая ката и методы кумитэ. Книга Каратэ-До-Кёхан является самой известной книгой мастера Фунакоси. Фактически, публикацию этой книги можно считать декларацией рождения японского Каратэ-До, лишь отдаленно напоминающего свой окинавский прототип.
Кроме описаний ката эта книга уже включала методы кумитэ, примеры упражнений для набивки - котэ-китаэ (kote-kitae), методы захватов Дзи-Бу-Гей (Ji-Bu-Gei) при защите в сидячем положении – и-дори (i-dori), против ножа - танто-дори (tanto-dori), меча – кен-дори (ken-dori), шеста – бо-дори (bo-dori), технику для женщин – дзёси-госин-хо (joshi-goshin-ho), новые технические элементы, а также инструкцию по изготовлению макивара. Книга была иллюстрирована фотографиями самого мастера и его учеников, в т.ч. – первыми фотографиями мастера Хиронори Оцука. Мастер Харада рассказывал, что мастер Фунакоси был удивительно ловок в свои 70 лет. Глядя на старые фотографии мастера Фунакоси, можно заметить, что его техника никоим образом не отличалась от техники его современников.
Методы кумитэ включали якусоку-кумитэ (yakushoku-kumite - спланированный бой): кихон-иппон-кумитэ (kihon-ippon-kumite) – условный бой с перемещением на 1 шаг; санбон-кумитэ (sanbon-ippon-kumite) – условный бой с перемещением на 3 шага; гохон-кумитэ (gohon-ippon-kumite) – условный бой с перемещениями на 5 шагов и дзиу-иппон-кумитэ (jiyu-ippon-kumite) – условный бой до первого эффективного действия. Кроме того, книга содержала новые разработки мастера Гико Фунакоси - методику дзиу-кумитэ (jiyu-kumite) – свободного условного боя и новые удары ногами, которые отсутствовали в окинавском То-Тэ: ёко-гьяку-гери (yoko-gyaku-geri) – боковой удар ногой ребром стопы; маваси-гери (mawashi-geri) – круговой удар ногой; ура-моваси-гери (ura-mаwashi-geri) – обратный круговой удар ногой; усиро-гери (ushiro-geri) – удар ногой назад и тоби-гери (tobi-geri) – удары ногами в прыжке.
Изменение оригинального стиля Сёто-Кан, начиная с 1922 года, было постепенным процессом, но уже к середине 1930-ых годов, некоторые из учеников Фунакоси демонстрировали стиль, близкий к современному Сёто-Кан. Сравнив ката в Рентан-Госин-Тоу-Ти-Дзюцу и Каратэ-До-Кёхан, можно отметить, что схемы остались неизменными, но стойки стали несколько шире, а жесты более амплитудными, это уже было больше похоже на современный Сёто-Кан.
В Дзохо-Каратэ-До-Кёхан приводились следующие ката: Тен-но-Ката, Дзи-но-Ката, Дзин(Хито)-но-Ката, Хейан-1-5, Текки 1-3, Бассай 1-2, Канку 1-2, Эмпи, Тинто, Дзюте, Хангецу, Дзион, Мейкё, Хакко (так иногда в Японии называли Сотин), Кайюн, Сёто, Сёин (другое название Тинте), Хотаку и Сёкайё. | ||||||||||||||||||||
© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. | |||||||||||||||||||||