Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

8. "В светлые дни помни о днях ненастных - закаляй тело, просветляй ум"

Первые годы в Токио, мастер Фунакоси жил в Мейсё-Дзюку (Meisho-Juku), который находился в районе Суидобата (Suidobata, он же - Suidobashi). Его жена не пожелала переехать к нему в Токио, и он увидел ее вновь только через 25 лет, когда она была эвакуирована в Японию в связи с боями на Окинаве. Мастер Хиронори Оцука (Hironori Ohtsuka, 1892-1982) вспоминал: «В конце июля 1922, я посетил мастера Фунакоси в Мейсё-Дзюку, который был общежитием студентов из различных японских префектур. Он проживал в комнатке размером не более 3 татами (примерно 5 кв. м), расположенной у входа, в вестибюле. У этого благородного человека было чистое и искреннее сердце. Пенсия у него была маленькой, поэтому он подрабатывал в общежитии. Каждое утро он разносил газеты по комнатам, оказывал курьерские услуги, когда было время, помогал на кухне или в саду. Тогда ему было уже 55 лет, в то время это был уже преклонный возраст. Он жил в большой бедности и многие об этом знали. Он испытывал затруднения даже при уплате арендной платы, которая была равна всего 10 йенам. Во время этой встречи г-н Фунакоси объяснил мне, почему он для первой своей книги выбрал 17 ката: Пинан 1-5, Найханти 1-3, Кусанку 1-2, Дзюте, Дзион, Ганкаку, Сейсан, Вансю и Пассай 1-2. Слушая его, я был очарован рассказом об искусстве То-Тэ. Это была история из глубины моего детства. Я стал приходить к нему Мейсё-Дзюку и изучать ката.».

9. Становление

В июле 1922, мастер Фунакоси собрал первую небольшую группу энтузиастов Кенкю-Кай (Kenkyu-Kai - Клуб по изучению То-Тэ, ставший в 1930 основой для Дай-Нихон-Каратэ-До-Кенкю-Кай). В качестве до-дзё ему разрешили арендовать зал общежития Мейсё-Дзюку, который был размером в 20 татами (примерно 35 кв. м). Арендная плата составляла 15 йен. Мастер Гима, который был в числе самых первых учеников мастера Фунакоси в Мейсё-Дзюку, вспоминал как все начиналось. Например, не было ги (кимоно для занятий Каратэ), ученики занимались в чем были одеты. Ясухиро (Такехиро) Кониси (Yasuhiro (Takehiro) Konishi, 1895-1983), который также посещал в Мейсё-Дзюку в 1924, писал, что мастер Фунакоси преподавал ежедневно днем, с 3 до 5. «Группы были небольшие, 3-8 учеников. Обучение состояло из практики ката, что в то время являлось обычным методом.».


Илл. 19 – Тора-но-Маки
В 1922, издательство Букё-Сё (Bukyo-Sho) издало первую книгу мастера Фунакоси, Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти (Ryukyu-Kenpo-Tou-Di). Эта книга вышла небольшим тиражом и мгновенно разошлась, потому что произошло Великое землетрясение в Канто, в котором пострадали пластины книги и закончить весь тираж не удалось. На обложке этой книги был изображен Тигр, созданный Хоан Косуги (Хоан – художественный псевдоним), известным художником, писателем и президентом общественного клуба Табата.

Этот символ Тигра по-японски звучит, как Тора-но-Маки (Tora-no-Maki), Тора – Тигр, Maki – свиток с записями секретов школы. Косуги объяснил мастеру Фунакоси, что его первую книгу Рентан-Госин-То-Тэ-Дзюцу, (1922) можно считать Тора-но-Маки То-Тэ. В азиатской культуре, Тигр представляет одну из двух великих сил мира (другая – Дракон). В поисках рисунка, Косуги был вдохновлен изображением «Тигр, свернувшийся на камне» в китайском городе Си-Ань (Xi'An, Уйгурский автономный округ Китая, где в 1974 году найдена знаменитая «Терракотовая армия» Цинь-Ши-Хуанди). Образ «Тигр, свернувшийся на камне» означает, что Тигр никогда не спит (то есть всегда контролирует ситуацию), поэтому символ «Бессонного тигра» соответствует состоянию Дзан-Син (Zan-Shin).

Символ Тигра прекрасно подходит к философии мастера Фунакоси: с одной стороны, сила и мощь, с другой - мудрость и умиротворенность Тигра. После смерти мастера Фунакоси, этот символ и личный архив, по желанию мастера и его семьи, были переданы на хранение Дай-Ниппон-Каратэ-До-Сёто-Кай.

10. Значение Тигра в Сёто-Кан


Илл. 20 - Хоан Косуги (1906)
Тигр и Дракон древнейшие символы Китая. Их первые изображения были найдены в могилах в центральной провинции Хенан, возраст которых примерно 6 век до н.э. Западные племена, включая - Желтого Императора (Хуан-Ди-Ней-Цзин, середина 3 века до н.э.), поклонялись Тигру, а восточные - Дракону. После многих войн, эти племена постепенно смешались и образовали народность Хан. Племена, поклонявшиеся Тигру были, в основном, кочевниками и охотниками. С развитием земледельческих племен, поклонявшихся Дракону, который как считалось покровительствует погоде, они стали преобладать над племенами Тигра. Постепенно Дракон занял доминирующее положение. Императорский трон стал именоваться троном Дракона, а его символы повсюду украшали имперские дворцы. Любой, покушавшийся на символ Дракона, приговаривался к смерти, как изменник императору. Тигр стал символом простых людей. Его любили за красоту и силу, духовное начало, он был символом защиты и удачи. Одна из китайских легенд гласит, как на горе, под персиковым деревом, жили два брата. Всякий раз, когда они ссорились, они кормили Тигра. Поэтому считается также, что Тигр побеждает зло. Другие легенды повествуют, как Тигр спасал жизни людей. Например, в старые времена жил человек по имени Чу. У него был родился незаконный ребенок, от которого он отказался и бросил его в поле. Тигрица-мать нашла ребенка и выкормила его. Малыш вырос и стал важным человеком. Говорят, что Конфуций тоже был спасен Тигром. Он родился насколько некрасивым, что родители решили унести его в горы и оставить там умирать, но его спасла тигрица.


Илл. 21 – Землетрясение в Канто
Сентябрь 1923, Великое землетрясение в Канто. Каратэ-До-Ньюмон: «Предвидеть размах стихии, потрясшей Токио, было невозможно. Всего за несколько часов, пожар, вспыхнувший после землетрясения, превратил столицу в пепелище. Многие ученики погибли в огне или под руинами зданий.». Фунакоси был вынужден наняться на работу копировальщиком в банк Dai-Ichi-Sogo в районе Кёбаси (Kyobashi). Так как этот район был расположен далеко Мейсё-Дзюку, близкий друг мастера Фунакоси, мастер Иай-До Хиромити Накаяма предложил ему преподавать в его до-дзё. Мастер Фунакоси продолжал преподавать в этом до-дзё до начала 1930-ых годов.

К 1924, популярность Каратэ настолько возросла, даже мастера Сумо начали осваивать его технику. Оба йокодзуна Востока и Запада (великие чемпионы сумо) Уитиро Ониси и Фукуянаги, а также иные сумотори (борцы сумо) изучали Каратэ. Каратэ-До-Ньюмон: «Время шло и дела мои поправлялись. Класс в Мейсё-Дзюку был переполнен. У меня занимались студенты и просто служащие, которые после работы приходили в зал и с удовольствием упражнялись пару часов. Учились самозабвенно, их интересовало все - сущность, цели Каратэ-До и совершенствование навыков. Увлеченность учеников была беспредельной. Каратэ становилось популярным у людей разного возраста, происхождения и профессий. И я убежден в том, что в этом была немалая заслуга и моих учеников.».

В 1924, мастер Фунакоси ввел в Каратэ-До систему данов (dan - kyudan) по аналогии с Дзю-До. 12 апреля 1924, он вручил первые черные пояса 7 ученикам: Гима Синкин, Хиронори Оцука, Ясухиро Кониси, Генсин (Мотонобу) Хирониси (Genshin (Motonobu) Hironishi 1995-1999), Амбун Токуда, Масахиро Касуя (Masahiro (Shinyo) Kasuya, 1888-1969, профессор университета Кейё), Акиба (Akiba), Тосиюки Симидзу (Toshiyuki Shimizu) и Хирозе (Hirose).


Илл. 22 – Мастер Канбун Уэти
В 1924, в Японию, в префектуру Вакаяма переехал мастер Канбун Уэти (Uechi Kanbun, 1877-1948 – основатель Уэти-Рю (Uechi-Ryu).

В 1924, после бесед со священником храма Энкакудзи (Enkakuji) из Камакура (Kamakura), мастер Фунакоси принял решение о необходимости замены кандзи «Рука династии Тан (T`ang)» (То-Тэ) на «Пустая рука» (Кара, букв. - Вверяющий себя Пустоте), что по его мнению, лучше отражало дух искусства боя без оружия согласно Бу-До. Мастер Фунакоси: «В сутре Сердца (Hannya Shingyo) есть фраза «Сики-Соку-Дзе-Ку» - «Ку-Соку-Дзе-Сики» (Shiki-Soku-Ze-Ku – Ku-Soku-Ze-Shiki – букв. - Свобода – это Пустота (Вселенная, Космос, Хаос) и Пустота – это Свобода. Слово «Ку» синоним «Кара» (Пустота). Каким бы ни было боевое искусство, его цель одинакова. Дзэн-буддисты, и я вместе с ними осознаю, что все живое в мире рождается из Пустоты.». Тезис о непостоянстве всего сущего (Му-Дзё) лежит в основе всей японской культуры:

С чем же сравнить
Тело твое, человек?
Призрачна жизнь,
Словно роса на траве,
Словно мерцанье зарниц.
(Одзава Роан (Ozawa Roan, 1725–1803)


Илл. 23 – Мастер Ясухиро Кониси
Бытие в дзэн признается лишь видимостью, а не действительностью: "Сики-Соку-Дзе-Ку". Внешний мир лишь иллюзия, проявление абстрактного «Ничто», из которого все рождается и куда все уходит, жизнь в нем дана людям на время и подлежит возвращению. Понимание невечности всего существующего (Му-Дзё), находит свое отражение в особом очаровании мимолетной красоты жизни – в цветении вишни и опадании ее лепестков, испарении росы с поверхности листа после восхода солнца и т.д. В соответствии с этим, жизнь человека считается чудом, которым надо любоваться, даже если жизнь коротка. Отсюда и не боязнь смерти - «Искусство умирать».

Каратэ-До-Ньюмон: "Однажды в Мейсё-Дзюку пришел профессор Масахира (Синъё) Касуя, заведующий кафедрой немецкого языка и литературы университета Кейё, а с ним еще два преподавателя и десяток студентов. Все желали изучать Каратэ-До. Прошло совсем немного времени, и в этом университете создали учебную группу, где азы Каратэ преподаватели и студенты постигали вместе. В университетах Токио такая группа появилась впервые. Теперь, кроме уроков в моем зале общежития, я регулярно занимался с новой группой в университете.". В сентябре 1924, мастер Оцука и Фунакоси пришли в до-дзё Кен-До при университете Кейё к мастеру Ясухиро Кониси и передали ему рекомендательное письмо от профессора университета Кейё г-на Масахира (Синъё) Касуя. В письме Фунакоси любезно испрашивал разрешения для использования до-дзё под практики Рюкю-Кенпо-То-Тэ-Дзюцу. По тем временам это было неслыханным делом, в чужое до-дзё можно было являться только с какэ-дамеси (kake-dameshi – вызов). Но мастер Кониси знал о То-Тэ от своего университетского сокурсника Цунесиге Арагаки (Tsuneshige Arakaki), и знал, что оно похоже на Такэ-Ути-Рю-Дзю-Дзюцу, которое он изучал.


Илл. 24 – Мастер Морихей Уэсиба
Основатель стиля Синдо-Дзинен-Рю-Каратэ-До (Shindo-Jinen-Ryu-Karate-Do) Ясухиро Кониси, родился в 1893, в городе Такамацу (Takamatsu) префектуры Кагава (Kagawa). Обучение боевым искусствам он начал в 6 лет со стиля Мусо-Рю-Дзю-Дзюцу (Muso-Ryu-Ju-Jutsu). Достигнув определенных успехов, он приступил к изучению стиля Такэ-Ути-Рю-Дзю-Дзюцу (Takeuchi-Ryu-Ju-Jutsu), который известен своей специфической техникой, похожей на Каратэ. В 13 лет, практику Дзю-Дзюцу он дополнил практикой Кен-До. С 1915 по 1919, он учился в университете Кейё, занимался Кен-До и был капитаном университетской команды. После получения диплома, он еще 4 года преподавал при университетском до-дзё. В 1923, при поддержке своей жены, он открыл в Сиба (Shiba) свое до-дзё Рёбу-Кан (Ryobu-Kan – Зал совершенствования в боевых искусствах), преподавая в нем, главным образом, Кен-До и Дзю-Дзюцу, но был в нем и «западный и экзотический» бокс. При этом Кониси и его жена также учились у мастера Морихей Уэсиба (Morihei Ueshiba, 1883-1969 - основатель Айки-До), который тогда еще преподавал Дайто-Рю-Айки-Дзю-Дзюцу (Daito-Ryu-Aiki-Ju-Jutsu). Кониси считал Уэсиба величайшим мастером из всех, которого он когда-либо видел, и сохранил это мнение до конца своей жизни.

Когда мастер Кониси прочитал книгу Фунакоси Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти, ему захотелось узнать подробности. Тогда Оцука предложил Кониси зайти в общежитие Мейсё-Дзюку, где жил тогда мастер Фунакоси, чтобы посмотреть практику То-Тэ. 15 октября 1923, при университете Кейё начала действовать первая группа То-Тэ. Со временем Кониси стал одним из главных преподавателей этой группы. Но кроме этого, Кониси продолжал вести занятия Кен-До, Дзю-Дзюцу и бокса в Рёбу-Кан, к которым он добавил и То-Тэ. Согласно традиций Бу-До, первоначальный вызов делается не главному мастеру какой-либо школы или стиля, а старшим ученикам. Если претендент побеждает старшего ученика, то он вправе сделать вызов мастеру. Если претендент побеждает мастера, он может в качестве трофея забрать эмблему (мон) его до-дзё, что является фактом весьма позорным для побежденных. Рёбу-Кан никогда не оказывался в подобной ситуации, Кониси и Оцука, как лучшие ученики мастера Фунакоси, всегда побеждали, и с каждой такой победой росло уважение к То-Тэ.


Илл. 25 - Слева – направо: Тояма Канкен, Хиронори Оцука, Дзэнрё Симабуку, Гитин Фунакоси, Тёки Мотобу, Кенва Мабуни, Генва Накасоне и Тинкен Тайра

10 марта 1925 (14 год эпохи Тайсё), вышла вторая книга мастера Фунакоси Рентан-Госин-Тоу-Ти-Дзюцу (Rentan-Goshin-Tou-Di-Jutsu, издательство Okura/Daisoko Bundo).
В 1925, практика мастера Фунакоси увеличилась, открылись группы при токийских университетах и училищах: Такусёку, Тюйё, Сёдай (сейчас Хитоцубаси), Хосей, Гакусуин, Нихон (Медицинское училище), Токийский императорский, Васеда, Мейдзи, Военная и Морская академии, Никай-До (Ассоциация Пути физического воспитания) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. Это был важный этап, так как именно университетские клубы станут решающим фактором в развитии То-Тэ в Японии. Многие выдающиеся мастера вышли из этих университетских клубов.
В 1926, мастер Мияги вместе с известными мастерами, как Ханасиро Тёмо, Мотобу Тёйю, Мабуни Кенва и двумя китайскими мастерами У-Сянгуй (Го-Генки, 1886-1940) и Тан-Дай-Цзы (То-Дайки, 1887-1937) создали Окинава-Кен-Кю-Кай (Окинавский клуб по изучению Каратэ-До), в котором они обменивались опытом и идеями по поводу развития Каратэ, методов обучения и другим вопросам.


Илл. 26 – Занятия в саду клуба Окинава-Кен-Кю-Кай (1926)
В 1926, еще один ученик мастера Итосу – мастер Кенва Мабуни (Mabuni Kenwa, 1889-1952 – основатель Сито-Рю (Shito-Ryu)) открыл до-дзё в Осака.

25 декабря 1926 - начало эпохи Сё-Ва («Сияющий мир», 1926-1989). Восшествие на престол императора Хирохито (1901-1989). Император Мейдзи (1868-1912) являлся заметной фигурой во многих вопросах внутренней и внешней политики; император Тайсё (1912-1926) из-за своего физического и духовного состояния оказался полным политическим ничтожеством. Хирохито взошел на престол в совсем юном возрасте. Роль японского императора можно сравнить с британскими монархами. Произносятся слова типа «именем Его Величества», «по воле Его Величества», но на самом деле, политикой заправляет кабинет министров. Голоса императора —до 15 августа 1945 года (капитуляция Японии) никто не слушал. Но при этом символическая роль императора была огромной. Реставрация Мейдзи была построена на древнем мифе о божественном происхождении императора. Для возрастающей японской военной мощи, это был наиболее подходящий лозунг для объединения нации. Военная стезя признавалась призванием, высшей из всех возможных привилегий для любого японца. Война воспринималась, как святое и правое дело. Портреты императора висели во всех кабинетах высших офицеров армии; адмирал Арига Косако, командовавший линкором «Ямато» во время сражения у Филиппин, просил спасти хранившийся у него портрет императора, а сам предпочел погибнуть вместе с кораблем. В охватившей нацию истерии представители всех учений — конфуцианства, синтоизма, буддизма и даже христианства — смешались в едином порыве верности императору священной нации.

5 мая 1926 (2 год эпохи Сё-Ва), вышла первая книга мастера Тёки Мотобу Окинава-Кенпо-Тоу-Ти-Дзюцу-Кумитэ-Хен (Okinawa-Kenpo-Tou-Di-Jutsu-Kumite-Hen).

В 1928, Дай-Нипон-Бутоку-Кай пригласил в Киото на Фестиваль боевых искусств Бутоку-Сай мастера Тёдзун Мияги.

После войны экономическая ситуация в Японии ухудшилась. Великое землетрясение в Канто 1923 года и Всемирный экономический кризис 1929 года поставили страну на край пропасти. 18 сентября 1931, Японская армия организовала провокацию и при поддержке морской авиации атаковала Мукден и другие важные стратегические центры Маньчжурии.

В 1930, Дай-Нипон-Бутоку-Кай пригласил в Киото на Фестиваль боевых искусств Бутоку-Сай ученика мастера Мияги, Синдзато Дзинан (Jinan Shinzato, 1901-1945).

10 января 1930 (3 год эпохи Сё-Ва), вышла книга Нисабуро (Дзинсабуро) Мики (Nisaburo (Jizaburo) Miki) и Мидзухо Такеда (Mizuho Takeda) Кенпо-Гайсецу (Kenpo-Gaisetsu, издательство Tokyo Imperial University, Kenpo-Bu).


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

 

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.