|
Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые. *Примечание - Елена Степина. ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИАвтор части переводов и составитель текста -Елена Федорова (ELF). 5. Мастер ИтосуYasutsune (Anko) Itosu (окинав. - Shishu) (1830/32?-1915) По случайному совпадению, у обоих первых учителей Фунакоси было одинаковое имя – Ясуцуне, но внешне они являли полную противоположность. Мастер Адзато – высокорослый, крепкий, с внимательным, пронзительным взглядом, настоящий самурай древности. Мастер Итосу был небольшого роста, коренаст и физический силен, но внешне он больше напоминал большого благодушного ребенка. Мастер Итосу родился в Гибо ((Gibo) или Сюри-но-Тобару (Shuri-no-Tobaru)) в районе города Сюри. Когда Анко был еще мал, его семья перебралась в Ямакава-Сё, где и вырос будущий мастер. Он происходил из семьи сидзоку, которая имела ранг Тикудун-но-Петин. Мастер Итосу был хорошо образован, прекрасно разбирался в классической китайской литературе, достиг успехов в искусстве каллиграфии, был знатоком Дао. В 23 года Итосу, при содействии мастера Адзато, выдержал экзамен для государственной службы и получил должность секретаря (хисся) при дворе последнего короля Рюкю Сё-Тай (Sho-Tai), и прослужил в этой должности, пока Окинава не была официально присоединена к Японии и ликвидировано королевство Рюкю. Из Каратэ-До-Ньюмон: «...Я вместе с сыном Адзато учился у мастера Итосу. Кроме нас, у него было еще 2-3 ученика. Я просыпался до зари, и шел 4 км к дому Итосу. А когда возвращался, то народ еще только просыпался. У мастера Итосу я изучал его «фирменное» ката - Текки. На изучение каждого варианта Текки мне потребовалось, примерно 3 года, несмотря на то, что запомнить схему и порядок движений не так уж сложно, достаточно пары часов. Но в те времена обучение было строгим. Сам мастер Итосу часто повторял: «Проще всего – это выучить Текки, труднее всего – тоже выучить Текки». Мастер Итосу был невероятно физически силен, он мог рукой раздавить ствол бамбука. Его тело было словно выковано из железа, и казалось, что он не уязвим. Он мог выдерживать удары чудовищной мощи, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства, при этом мог свалить с ног сам кого угодно. Как говорил Итосу: «Если не чувствуешь боли от ударов, то они теряют свой смысл».
Также мастер Фунакоси писал: «...Мастера Сирома Синпан, Канесиро (Kaneshiro), Косаку Мацумора, Гики Ямадзато и некоторые другие из Томари были учениками мастера Тайка (Taika), который происходил из китайской провинции Фуцзянь. Сакияма Китоку (Kitoku Sakiyama, 1830-1915), Гуси (Gushi) и Сейко Нагахама (Nagahama Seiko) – все из Наха были учениками Бу-Кен (Bu-Ken, Wai-(Wan)-Shin-Zan или Wan-Xinxian). Мастера Мацумура из Сюри и Маедзато из Кумемура (селение недалеко от Сюри, населенное, в основном китайцами) учились у китайского мастера Томоёри (Tomoyori/Tomoyose). Мастера Симабуку (Shimabuku) из Уэмондоно (Uemondono), Хикаси (Hikashi) из Кюненбоя (Kyunenboya), Се (Se) из Наха, Кувае (Ryosei Kuwae, 1858–1920) и некоторые другие были учениками китайского мастера Тайтей Кодзё (Taitei Kojo, окинав. – Когусуку (Kogusoku), китай. – Цай/Сай-Дзён; он же Го-Кен Танмей – Старец с тяжелым кулаком, 1837-1919).». Кроме того, в газетной статье мастер Фунакоси писал: «В связи с тем, что китаец из Фуцзянь (Fukushu-an-Nan), потерпевший кораблекрушение (по другой версии, он был контрабантистом товаров) на побережье Рюкю, недалеко от города Томари, спешил вернуться на родину, он успел передать следующие формы - мастерам Сирома Синпан и Санда Канагусуку – Тинто (Chinto), Косаку Мацумора и Кокан Оядомари - Тинте (Chinte), Гики Ямадзато - Дзиин (Jiin) и Накадзато - Дзюте (Jitte) - все они из Томари.». (Shoto, 1914). Но возможно, наибольшее влияние на Итосу, оказал мастер Мацумура, в ученики к которому Итосу поступил, когда ему уже исполнилось 30 лет. В то время мастер Мацумура был одним из самым авторитетных мастеров стиля Сёрин-Рю. Сам мастер Мацумура был учеником мастера Сатунуку Сакугава (То-Тэ) Канга (Satunuku Sakugawa (To-De) Kanga; он же – Shungo, 1733-1815, кроме того он мастер Бо-Дзюцу и Кен-Дзюцу), который, в свою очередь, был учеником китайского чиновника на Окинаве Кусанку ((Гунь-Сянь-Цзюнь; варианты – Kushanku/Kusanku/Kung-Yang/Ko-Sokun/Kong-Su-Kung/Kouh-Shang-Kouh/Kung-Syanag/Koso-Kun (?-1761), который преподавал ката, известное под его именем, а также мастера Петин Такахара (Pechin Takahara, 1683-1760), кроме того учился Кобу-Дзюцу у мастера Тятан Яра (Chatan Yara, 1668-1756), у которого изучал ката Тятан-Яра-но-Кон-Сё (Chatan-Yara-no-Kon-Sho), Тятан-Яра-но-Сай-Сё (Chatan-Yara-no-Sai-Sho) и Тятан-Яра-но-Сай-Дай (Chatan-Yara-no-Sai-Dai). Кроме учебы у мастера Мацумура, мастер Итосу много занимался самостоятельно. Из книги мастера Тёки Мотобу (Choki Motobu, 1871-1943) Ватаси-но-Каратэ-Дзюцу (Watashi-no-Karate-Jutsu, 1932): «Мастер Итосу был учеником мастера Мацумура, который не возлагал на него больших надежд, поскольку считал, что Итосу чрезмерно медлителен. Несмотря на то, что Итосу был старательным учеником, мастер Мацумура был мало внимателен к нему, поэтому Итосу перешел к другому учителю – мастеру Сейко Нагахама (Seiko Nagahama, Сёрей-Рю). Мастер Нагахама был учеником китайского мастера стиля Мин-Хэ-Цюань «Кулак кричащего журавля» (Ming-He-Quan) Вай-Син-Дзан (Bu-Ken/Wai-(Wan)-Shin-Zan; китай. - Wan-Xin-Xian) из города Наха. В стиле Мин-Хэ-Цюань изучались следующие таолу (ката): Сань-Чжань (Три схватки), Сы-Мэнь (Четыре двери), Эр-Шиба-Бу (Восемь шагов), Чен-Цюань (Верхняя рама), Чжун-Цюань (Средняя рама), Ся-Цюань (Нижняя рама), Жоу-Цзянь (Мягкая стрела), Цзы-Цзынь (Семь шелков), Чжоу-Хэ (Мягкий журавль), Хуа-Ба-Бу (Восемь случайных шагов). Мастер Вай-Син-Дзан преподавал тогда в до-дзё китайского мастера Тайтей Кодзё. Мастер Фунакоси писал, что учеником китайского мастера Вай-Син-Дзан был также китайский мастер Сейсё Арагаки (Сёрей-Рю). Мастер Нагахама в то время был не менее известен, чем мастер Мацумура, но его методы полностью отличались от Мацумура. Мастер Нагахама отдавал приоритет физической подготовке. Очевидно, такой метод хорошо подходил для Итосу и он достиг таких успехов, что мастер Нагахама считал его лучшим учеником и своей «правой рукой». Скорее всего, это мастер Нагахама поставил Итосу его болевую выносливость. Практика закалки тела свойственна стилю Сёрей. Говорят, что у мастера Хигасионна тело было вообще невосприимчивым к ударам. Также и его последователь, мастер Тёдзун Мияги (Miyagi Chojun, окинав. – Миягусуку, 1888-1953), вырабатывал у своих учеников устойчивость к ударам. Ученики Мияги могли в течение часа обороняться от сильных партнеров, которые сменялись каждые 10 минут (Наэ-кумитэ – учебный бой с постоянной сменой партнеров). Мияги, следуя традиции своего учителя Хигасионна, советовал ставить блоки только от ударов в голову, шею и пах, а все остальные принимать на тело. Все же техника мягких уходов с линии атаки в Сёрей-Рю была значительно беднее, чем в Сёрин-Рю (стиль Мацумура), и его последователи, в основном, полагались на внутреннюю энергию и могучую физическую подготовку. Мастер Мияги утверждал, что удар на тело можно принимать не столько благодаря мощному мышечному покрову, сколько умению использовать свое внутреннее «Ки» (энергия) и отбирать ее от противника. И в этой концепции ощущается сильное влияние китайских методов, а точнее раздела Ней-Гун (внутреннее мастерство) или Ци-Гун (мастерство в управлении Ци; япон. - Ки), который содержал хитроумные методы развития энергетических боевых способностей. После неожиданной смерти мастера Нагахама, Итосу стал подумывать о возвращении к мастеру Мацумура, но, скорее всего, он так и не вернулся к нему.». Из рассказов двух мастеров, Фунакоси и Мотобу, можно сделать определенный вывод, Итосу учился у мастера Мацумура. И вероятнее всего, после смерти мастера Нагахама, Итосу стал учеником китайского мастера Гусукума из Томари. Это объясняет знание мастером Итосу ката Рохай и Вансю, которые практиковались тогда в городе Томари. Как известно, мастер Мацумура не преподавал эти ката. Правда, некоторые историки утверждают, что Итосу мог изучить эти ката еще занимаясь у мастера Мацумура, у другого мастера, Косаку Мацумора из Томари, примерно где-то после 1873 года. Но более логично объяснение, предложенное Мотобу и Фунакоси, что Итосу учился у китайского мастера Гусукума из Томари. В то время он преподавал в Томари оба этих ката. Итосу преподавал Вансю, так же, как и Рохай, который развил в три варианта, основывающиеся на оригинальной форме Тумаи-Ти (Tumai-Di - Томари-Тэ). Мастер Итосу не знал ката Сейсан, которое в свое время преподавал мастер Мацумура. Если первым учителем Итосу был Мацумура, то он конечно же знал бы его. Объяснение отсутствия у него Сейсан может объясняться только тем, что это ката не традиционно для Томари-Тэ. Например, Оядомари (Oyadomari) из стиля Мацумора-ха-Тумаи-Ти (Matsumora-ha-Tumai-Di) - ученик мастера Токасики Икен (Tokashiki Iken, основатель Гохаку-Кай (Gohaku-Kai)) также не практиковал Сейсан, так как оно не относится к традиционным ката Томари. В любом случае, все ката Итосу, очевидно относятся к Томари-Тэ, но значительно им изменены по сравнению с их ортодоксальными формами. Проанализировав дошедшие до нас ката Тумаи-Ти, можно заметить, что Итосу, используя свой накопленный опыт, сильно изменил их в соответствии со своими целями. Ортодоксальные формы имели больше техник открытых рук, стиль исполнения был более мягок и более быстр. Из книге Марка Бишопа (Mark Bishop) «Окинавское Каратэ: учителя, стили и секреты техники» (Okinawan Karate: Teachers, Styles And Secret Techniques) приведено сравнение стиля мастера Адзато (мастер Дзиген-Рю и ученик Мацумура) и Итосу: «..Мастер Адзато считал, что руки и ноги – это опасное колющее и режущее оружие, поэтому нужно всячески избегать любых возможных контактов с противником. (Образ, видимо заимствованный из китайских боевых искусств. Например, Фань-Цинянь – легендарная основательница стиля Фей-Хэ-Цюань (Летящий журавль): «Пусть руки твои летят, как веера; убирай руку мягко, как вата, выбрасывай руку быстро, словно выпускаешь стрелу». Технически этот стиль включает в себя широкие ударами ладонями и предплечьями, наносимые хлестко, наотмашь с мощным и гибким поворотом всего тела.) Мастер Итосу считал наоборот, что не обязательно так тщательно оберегать свое тело, его нужно просто закалить, чтобы оно стало нечувствительным к любым ударам (что свойственно Сёрей-Рю)». Ученик Итосу, Тёсин Тибана (Chibana Choshin, 1885-1969, основатель Кобаяси-Рю) вспоминал, что Итосу действительно достиг удивительной болевой выносливости, на что ему мастер Мацумура когда-то сказал: «Вы, Итосу, своим мощным ударом действительно можете свалить кого угодно, но вряд ли вы сумеете меня достать.». Когда было ликвидировано королевство Рюкю, Итосу оказался в лучшем положении, чем другие сидзоку, он остался в должности секретаря, хотя и получал небольшое жалованье. Он был уволен весной 1888 года, когда уже прекратились выплаты сидзоку денежных субсидий на поиск работы. Видимо тогда, чтобы хоть как-то зарабатывать, мастер Итосу начал обучать всех желающих То-Тэ. В 1890-1900-ые годы мастер Итосу создал свои версии ката: Бассай 1-2, Кусанку 1-2, Сихо-Кусанку, Дзион, Дзютэ, Дзиин, Вансю, Тинтэй, Усэйси, Тинто, Рохай 1-3, Найханти 1-3. Он предложил Департаменту образования префектуры Окинава включить преподавание То-Тэ в качестве предмета физической культуры. Инициатива Итосу встретила поддержку у губернатора префектуры Окинава (1892-1908) Нарахара (Когоро) Сигэру (Narahara (Kogoro) Shigeru). Бывший самурай клана Сацума, Нарахара был мастером Дзиген-Рю. Он считал, что местное боевое искусство является не менее эффективным средством физического развития и укрепления духа, чем японское Бу-До. Положительное решение по этому предложению было принято в апреле 1901 года, когда управляющий школами префектуры Окинава разрешил преподавание То-Тэ в обычной начальной школе города Сюри в порядке эксперимента. При этом, Итосу понимал, что То-Тэ, в его традиционной форме, чрезвычайно опасно, поэтому он пересмотрел ката, исключив из них наиболее травмоопасные приемы. Во многих ката, которые практикуются сейчас с кулаками, раньше применялось нукитэ, либо руки держались открытыми для захватов или контратаки . Это изменение было сделано для облегчения группового обучения, так как использование техники открытых рук требует тренировки подвижности и сильных пальцев, что являлось трудным для большинства учеников. Мастер Гима в 1982 году рассказывал: «Когда я еще был учеником на Окинаве, моим учителем был мастер Ябу Кенцу (Yabu Kentsu, 1866-1937). Мастер Ябу показывал нам методы нукитэ, в которых он был исключительным мастером, но при этом говорил: «Для вас слишком сложно и опасно делать как я, лучше вместо нукитэ складывайте пальцы в сейкен (обычный сжатый кулак).». Также Итосу стремился отказаться от агрессивного характера методов, которые предназначены для убийства противника. Поэтому во многих местах, где сейчас используется сейкен, раньше они выполнялись иными видами кулака, предназначенными для нанесения проникающих ударов с тяжелыми последствиями. К тому же крепко сжатый кулак более безопасен для бьющего, так как предотвращает переломы пальцев. Мастер Итосу впервые при нумерации ката Пинан и Найханти, применил иной принцип, чем действовавший ранее заимствованный из Китая, где формальные комплексы было принято обозначать порядковым числом и словом «последовательность». Итосу обозначал также порядковым числом, но с другим словом «дан» (уровень): сё-дан – начальный уровень, ни-дан – второй уровень и т.д. Согласно Энциклопедии Бу-До: «Итосу, ученик Мацумура, для классификации ката впервые применил термин «Дан» из Дзиген-Рю, следуя совету своего мастера». (Дзиген-Рю - школа меча, существовавшая, в основном, во времена правления Сацума, к которому Мацумура в 1832 году был послан с миссией.). Также следует признать, что реформа Итосу осложнила понимание технического значения некоторых элементов ката. Его цель облегчения практики для учеников с одновременным прекращением традиции тайной передачи имела неоднозначные последствия, которые привели к возникновению различных трактовок бункай в некоторых ката. В старину мастера обычно начинали обучать учеников с ката Найханти. Из воспоминаний мастера Тибана: «Ката Найханти преподавал один из китайцев в Томари.». Однако использовать такой подход в обучении детей, которые еще физически не сформировались, было крайне нежелательно. Кроме того, чтобы детям было легче усваивать технику То-Тэ, требовалось разработать многоступенчатую программу обучения, основанную на принципе «от простого к сложному». По всей видимости, эти вопросы серьезно волновали мастера Итосу и его учеников, которым было поручено преподавание То-Тэ для начинающих учеников. Г-н Хосю Икеда (Hoshu Ikeda – основатель Дзёсинмон-Сёрин-Рю (Joshinmon-Shorin-Ryu), ученик мастера Исаму Тамоцу (Isamu Tamotsu)) в своей книге Каратэ-До-Сюгу (Karate-Do-Shugu, изд. Joshinmon, 1975) писал: «Один из учеников мастера Кенва Мабуни (Kenwa Mabuni, 1889-1952) рассказывал: «Я изучал у одного из слуг моего дома Морихито Матаёси (Morihiro Matayoshi) ката Киба-дати (Kiba-dachi, то есть - Найханти). Оно отличалось от того, которое я позже изучал у мастера Итосу. Однажды, я показал его мастеру Итосу, и он сказал, что это старая версия этого ката, а та форма, которую он нам преподает, была изменена им». Кроме того, мастер Итосу разделил ката Найханти на три части и упростил, поэтому современное ката Найханти представляет из себя форму, которая больше направлена на воспитательные цели, чем на применение в бою. Сравнив старую версию ката Кусанку с Кусанку Итосу, видно, что сюто, наносимый в старой версии с широким замахом из-за затылка, Итосу заменил на короткий от виска. Сравнив две старых версии ката Пассай - Оядомари-но-Пассай и Мацумура-но-Пассай с Пассай Итосу, видно, что Итосу заменил удар пальцами в горло на удар кулаком, блоки открытой рукой - на блоки с кулаками. Предпочтение цуки мастером Итосу проявилось и в том, что все удары руками, даже круговые, в его ката стали более прямолинейными. Особенно эта разница видна при сравнении с ката Мацумура-но-Пассай. Возможно, ката Чайн-Нань (Chaing-Nan) мастер Итосу изучал у Гусукума - китайского мастера боевых искусств из Томари. Именно это ката стало основой серии Пинан. Итосу упростил технику Чайн-Нань и разбил его на 5 частей. Кроме того, он дополнил Пинан некоторыми приемами из ката Кусанку, Пассай и Дзион, практиковавшихся тогда в городе Сюри, и переименовал это ката с китайского Чайн-Нань в окинавское – Пи-Нан, поскольку считал, что «Чайн» слишком сложно для произношения. Было бы ошибочным думать, что мастер Итосу преподавал Пинан в единственной форме. Это же ката, преподаваемое в школе и вне школьных стен, было не идентичным. Исходя из времени и места изучения учеником ката Пинан, форма и содержание его значительно различалась. Кроме того, содержание ката менялось мастером в зависимости от уровня ученика. До преобразования этого ката, техника в нем исполнялась открытыми руками. Учитывая сложность техники открытых рук для учащихся, некоторые движения были заменены на технику закрытых рук. Итосу специально инструктировал мастеров, которые преподавали в школах, о том, чтобы они выбирали техники, подходящие для физического и духовного воспитания. Это одна из причин разногласий, которые существуют сегодня между различными стилями в способе выполнения и бункай ката Пинан. Понимание Пинан осложнено еще тем, что некоторые его элементы ошибочно интерпретируются, как предназначенные для боя. Изначально Пинан был все же намного сложнее и содержал больше элементов для ведения реального боя. Из четырех главных современных стилей - Сёто-Кан, Вадо-Рю, Годзю-Рю и Сито-Рю, только Годзю-Рю не практикует Пинан. Причина в том, что ката Пинан не практиковалось в городе Наха. «Пинан» означает «Мирный разум». Такое название выбрано тщательно и осознанно – это преддверие, вступление на путь мастерства. На практике этих пяти форм, человек должен придти к уровню достаточных знаний и умений, чтобы уметь защищаться в большинстве обычных столкновений. Окинавское название «Пинан» имеет китайское происхождение, но японцам произносить его сложно, поэтому мастер Фунакоси заменил его на японское - «Хейян», но стили Вадо-Рю и Сито-Рю по-прежнему используют прежнее окинавское название - «Пинан». Ката Пинан – одни из первых ката, которые преподаются ученикам в Сёто-Кан. Это приводит к мнению, что ката Пинан – это исключительно вводные формы, которыми должны заниматься исключительно дети и кохаи (младшие ученики), что приемы, содержащиеся в ката Пинан неэффективны. Однако, это не совсем так, ката Пинан в действительности представляют собой последовательную систему изучения методов боя. Иначе, почему мастер Итосу заставлял изучать Пинан своих старших учеников? Различие в обучении ката Пинан зависит от целей его изучения. Детям его преподавали поверхностно, в целях воспитания и укрепления здоровья (главное – «блок и удар»), тогда как взрослые должны знать полный бункай этих ката, включая удары по жизненно-важным точкам, броски, подсечки, удушения, замковые захваты, хватание за волосы, обманные движения и т.д. Одна из важнейших целей Каратэ, закончить бой до того, как он превратится в затяжное противостояние. Поэтому, важно понимать и знать общие принципы, а также соответствующие приемы защиты на самых первых этапах развертывания боя. Именно из этой идеи исходил мастер Итосу создавая ката Пинан. «Мирный разум» подразумевает пресечение боя в начальной фазе его развития. Именно для этого разработана серия Пинан. После овладения навыками и методами Пинан, переходят к последующим углубленным и специфическим приемам ведения боя. Ката Пинан, таким образом, являются основой для того, чтобы идти дальше. Проанализировав ката Пинан, можно выявить их принцип. Пинан 1 содержит элементарные и незамысловатые приемы, свойственные начальной фазе обучения. Пинан 2 имеет уже несколько более сложные приемы, которые включают противодействия захватам. Пинан 3 содержит еще более сложные техники, в нем уже содержатся броски, подсечки, замковые захваты и прочие методы боя, которые могут использоваться, если вы и соперник захватили друг друга. Поэтому, можно сказать, что даже первых три ката Пинан уже содержат достаточно приемов, чтобы уметь создать достаточное сопротивление. Но, если почти все есть, то казалось бы, зачем тогда еще Пинан 4 и 5? Ката Пинан 4 и 5 являются подсерией в Пинан, предназначенной для более сложных случаев, возникающих в бою. При этом, задачи Пинан 4 и 5 не должны автоматически ассоциироваться с задачами боя, решению которых, посвящены иные ката. Пинан 4 и 5 основываются на методах и понятиях, имеющихся в первых трех формах. В общем и целом, Пинан 4 вводит несколько более развернутые идеи и приемы, включая, как эти приемы могут использоваться в комбинации. Пинан 5 развивает эти идеи еще дальше, что выражается в еще более длинных комбинациях и переходах. На сегодняшний день, в каждом стиле ката Пинан выполняют по-разному, но при этом общая схема остается неизменной. Различия в исполнении Пинан, являются логическим результатом действий, осознанно осуществленных основателями каждого стиля. Было бы неправильным считать эти различия неверными, так как все это, в конечном счете, через методы проб и ошибок, ведет к тому, что Каратэ продолжает развиваться. Мастер Итосу, был чрезвычайно талантливым реформатором, его простые, гениальные, и сейчас практически незаменимые в практике ката по достоинству оценены многими поколениями каратэк. Мастер Итосу провел важную реформу Каратэ, сместив его боевой аспект на идею использования этого искусства для физического и духовного воспитания. Ученики мастера Итосу: Ябу Кенцу (1866-1937), Ханасиро Тёмо (Хинаги) (Chomo Hanashiro (Hinagi), 1869-1945), Кийян Тётоку (Kyan Chotoku, 1870-1945), Тибана Тёсин (1885-1969), Токуда Амбун (Tokuda Ambun, 1886-1945), Осокун Тёдо, Мабуни Кенва (1889-1953), Ябику Моден (Yabiku Moden, 1882-1941). Два Сихан-Си (Shihan-Shi - преемник) мастера Итосу стали О-Куге (O-Kuge – хранитель секретов школы) – это Гитин Фунакоси и Канкен Тояма, которые кроме того, оба являются учениками мастера Адзато.
В 1879, Япония незаконно аннексировала Окинаву, на которую претендовал Китай. В 1888, Фунакоси приступил к работе в качестве учителя китайского языка и литературы в начальных классах в школе города Сюри.
В 1890, расширению популярности боевых искусств в большой мере способствовал императорский указ об образовании: «Наши императорские предки основали империю навечно и навсегда утвердили в ней добродетель; с тех пор наши подданные, единые в своей преданности и сыновней почтительности, из поколения в поколение проявляли сияющую праведность. Вот в чем таятся сокровенный блеск и слава нашей империи, именно здесь заключены истоки нашего образования. Когда возникнет опасность, наши подданные, с мужеством и отвагой отдадут свои жизни во имя государства, и тем самым обеспечат процветание нашему трону, вечному, как небо и земля». Кен-До, Сумо и Дзю-До стали обязательными предметами в школах на всей территории страны; все мальчики должны были заниматься той или иной дисциплиной, а девочки должны были изучать Нагината. Это было новое официальное признание властями важности воинских дисциплин после реставрации Мейдзи.
Конфликт из-за раздела сфер влияния в Корее привел к японо-китайской войне 1894-1895 годов. Японцы победили и захватили Тайвань (тогда - Формоза), но западные государства вынудили их вернуть остальные завоеванные территории Китаю. Это заставило японскую армию и флот ускорить перевооружение. Основание в 1895, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай (Всеяпонская ассоциация воинской славы) в городе Киото внесло вклад с дело сохранения боевых искусств Японии. Восстановленный в 1899, близ Хейанского храма в Киото Бутоку-Ден (Зал воинской славы) стал центром и главным до-дзё Ассоциации. Возглавляли Бутоку-Ден известные мастера боевых искусств. Например, Сююити Нагаока (Shuuichi Nagaoka) - мастер Кито-Рю (Kito-Ryu), знаменитой своим воинским духом, был председателем отделения Кен-До, мастер Исогай Хадзимэ (Isogai Hajime 1871-1947, 10 дан Sekiguchi-Ryu) - председателем отделения Дзю-До.
| ||||||||||||||
© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. | |||||||||||||||